Египет. Эпоха фараонов
Тела красавиц натерты нильским илом и скипидаром, настоем из золы и сукновальной глины. Глаза обведены сурьмой и вытянуты к вискам в форме «рыбок» . Ресницы накладные. Вены подчеркнуты синей краской. На бритых головах – парики из шелковых нитей и конского волоса. На макушках – твердые куски благовоний, тающие постепенно. Ногти выкрашены хной. Кожа высветлена. На безупречную красоту благосклонно взирает уродливый карлик Бес, маленькое египетское божество, ведающее косметическими процедурами.
Древняя Греция
Культ гимнастики и мода на восточные притирания в Афинах. Запреты на косметику в Спарте и мания свинцовых белил. «Тональные кремы» из мела и румяна из киновари. «Греческая бровь» – жирная, черная полоса на переносице. Бледные домохозяйки и раскрашенные куртизанки, вверившие заботы о своей красоте сразу двум богиням – благосклонной Афродите и злобной Пандоре.
Рим. Эпоха Империи
Патрицианка готовится к новому дню, как воин к битве. По примеру жены Нерона накладывает на лицо «маску красоты» из муки, меда и молока ослицы. Соскребает волоски с тела и красит зубы соком кизила и толченым водяным орехом. Прыщи и родинки маскирует мушками. Глаза подводит сурьмой. Кладет слой свинцовых белил. Злые римские сатирики опасаются, что это прекрасное лицо «распадется на куски» .
Средневековье
В моде стыдливость. Белила – символ разврата. Зеркало – врата ада. Св. Иероним говорит, что в День Страшного суда «Христос не узнает кокетку» .
Румяна разрешено употреблять девицам на выданье и зрелым матронам, страдающим недугами. Идеал красоты – выбритый лоб, рыжие волосы, брови дугой, блестящие глаза, ямочка на подбородке. Достоинства красавицы: скромность и богатое приданое. Силуэт – бестелесный.
Возрождение
Мания канонов. Эталоны красоты разрабатывают Дюрер и Леонардо.
У женщины три вещи должны быть белыми – кожа, зубы и руки; три красными – губы, щеки и ногти, три черными – глаза, брови, ресницы. И все части тела – в идеальном сочетании пропорций. Шляпа красавицы Возрождения – без верха, чтобы волосы выгорали на солнце. Зубы натерты смесью из винного камня и сушеной каракатицы. Считается, что для достижения идеального эффекта все средства хороши: Венера Возрождения не брезгует ничем.
XVII – XVIII века. Эпоха барокко
Кукольная красота. Бюсты в корсетах, на бедрах – фижмы, на икрах – накладки, на щеках – мушки, на головах – парики. Румяна маскируют последствия поздних ужинов и плохого пищеварения. Для очищения организма красавицы делают кровопускание и клизмы. Загар подвергнут проклятию. Дамы гуляют в масках. В моде – белый цвет, перевоплощения и «Словарь жеманниц» , где зеркало называют «советчиком граций» . Все натуральное – нелепо. До тех пор, пока не появился Руссо с его «культом естественности» , дамы отправлялись нарумяненными к месту вечного успокоения и на эшафот.
XIX век. Романтизм
Впалые щеки – символ изысканности. Темные круги вокруг глаз, худоба и землистый цвет лица – романтической красавице являются видения из загробного мира, она пьет уксус и угасает от тоски. Полнокровная красота – дурной тон. Идеальная женщина – словно поражена тяжким недугом, ее анемичное тело сотрясает лихорадочный жар. Ее глаза – «окна ада» , закапанные атропином. Она выглядит, как смерть или как призрак... И сдается только под напором идеалов нового времени – светской львицы Жорж Санд, наездницы с сигарой в зубах, и жен буржуа, озабоченных тем, чтобы выглядеть респектабельно.
XX век
Эмансипация. Прочь корсеты – с легкой руки Поля Пуаре. Новый идол века: андрогинное существо с маленькой грудью, плоским животом, узкими бедрами и широкими плечами. Моден загар – символ успеха и богатства. Популярна гимнастика. Новая женщина делает эпиляцию с помощью зажженной свечки, отважно ложится на пластическую операцию, читает женские журналы и следит, чтобы тон губной помады совпадал с цветом лака для ногтей.
Женственные формы как идеал красоты потом вернутся на какое-то время. Но пышногрудых Мерилин Монро снова вытеснит с подиума бестелесная Твигги – призрак средневековой нимфетки и символ 60-ых.
Именно с ее появлением стало ясно: все меняется и все возвращается.