Возрождение в Германии поражает как высочайшим взлетом национального художественного гения, так и своей кратковременностью. По существу, оно явилось плодом творческих усилий художников одного поколения. Старшим из них был Альбрехт Дюрер, а самым младшим – Ганс Гольбейн.
Ганс Гольбейн родился зимой 1497 года в Аугсбурге, в Баварии. Его отец был художником, и звали его также Ганс Гольбейн. Для того, чтобы отличить отца от сына, первого называют Гансом Гольбейном Старшим. Художником был и брат Ганса Младшего – Амброзиус. Все профессиональные навыки братья получили в мастерской отца. Здесь же прошли и первые годы их творчества. Однако уже в1515 году семнадцатилетний Гольбейн покидает Баварию, переезжает в швейцарский город Базель, в германских землях это был крупнейший культурный центр, здесь находились знаменитый университет и издательский центр поистине мирового значения. В городе проживало много известных ученых, интеллектуалов.
Вначале Гольбейн поступил в подмастерья к художнику Гансу Гербстеру. Он выполнял произведения самого разного характера: портреты, иллюстрации к книгам, и быстро становится самостоятельным, обретает творческую индивидуальность, посещает Северную Италию и Францию. Как и все мастера немецкого Ренессанса, Гольбейн был замечательным рисовальщиком. За годы жизни в Базеле он выполнил рисунки к более чем тысяче гравюр на дереве – ксилографии. Именно в Базеле он создает свою знаменитую графическую серию – «Пляску смерти». В этой серии гравюр, вырезанных на крошечных (65х48 мм) дощечках, Гольбейн без всякого текста выразил свои взгляды на мир: в основу творческого замысла легла мысль о равенстве всех людей перед лицом смерти. Серия «Пляска смерти» насчитывает сорок одну гравюру...
В Базеле Гольбейн пишет и алтарные картины, посвященные Богоматери. Его «Золотурнская Мадонна» и «Мадонна Якоба Майера» – подлинные шедевры немецкой живописи. Существует предположение, что самостоятельную творческую деятельность в Базеле Гольбейн начал с произведений монументально-декоративного характера, выполнив ряд росписей фасадов и внутренних помещений домов в Базеле. Самой знаменитой работой в этой области стали наружные росписи дома базельского ювелира Бальтазара Ангельрота. По изображению танцующих крестьян на иллюзорном фризе дом Ангельрота получил название «Дома танца».
Художник отправляется в Лондон. Интенсивная и плодотворная работа в первый приезд в столицу поможет художнику позднее, когда он переедет в Англию навсегда.
Выполнив в Лондоне ряд произведений, Гольбейн возвращается в Базель. Однако в Базеле наступили беспокойные времена. В 1529 году там произошли иконоборческие выступления, в результате которых пострадали церкви, находящиеся в них произведения искусства. Пропали заказчики алтарей и статуй, а художникам стало невозможно зарабатывать на жизнь своим искусством. Кроме того, из города бежала напуганная волнениями интеллигенция. И Гольбейн решает окончательно покинуть Швейцарию и перебраться в Англию. По возвращении из Лондона он занялся росписями зала базельской ратуши, рисунками к Ветхому Завету. Портретов не писал. Мы практически ничего не знаем об обстоятельствах жизниГольбейна в этот второй базельский период. Но сама по себе немногочисленность работ, относящихся к этому времени, свидетельствует о душевном смятении художника. Перед отъездом Гольбейн выполнил портрет жены и детей – произведение глубоко личного характера. С семьей художник прощался навсегда.
В Англии художник быстро утвердился. И если первыми его заказчиками были жившие в Лондоне немецкие купцы, то уже в 1536 году Гольбейн становится придворным художником короля Генриха VIII, начинает писать послов и дворян, получает мастерскую в башне замка Уайтхолл. Для лондонцев Гольбейн был прежде всего портретист, и это определило характер его творчества английского периода.
Признанный шедевр английского периода творчества Гольбейна – «Портрет Георга Гиссе». Молодой немецкий купец сидит за столом, покрытым дорогим восточным ковром. Он находится в своей конторе, и Гольбейн со всей обстоятельностью живописует ее обстановку: бревенчатые стены, пол.
Здесь множество предметов, необходимых в работе, характеризующих их владельца. Букет гвоздики в стеклянной вазе указывает на то, что Гиссе является женихом. Предметы не заслоняют своей многочисленностью владельца, но, напротив, создают атмосферу особой деловитости и образ спокойного, уверенного в себе человека. На листке бумаги, прикрепленном к стене, художник начертал: «Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532».
«Портрет Георга Гиссе» с присущим ему множеством деталей потребовал от художника больших творческих сил. Обычно же Голь-бейн в лондонский период писал портреты много более простые и лаконичные. По сложности «Портрет Георга Гиссе» превосходит лишь знаменитая картина «Посланники».
В Лондоне Гольбейн работает очень интенсивно, у него складывается большая мастерская, с ним работают ученики и помощники. Он плодовит и популярен. Портреты его неизменно добротны, но теперь уже далеко не всегда художник стремится отразить помимо внешнего сходства еще и внутреннюю, душевную жизнь модели. Скончался Гольбейн в зените славы в возрасте сорока шести лет от чумы.
Ю. Сугробова.