Всякая эпоха имеет своих героев, и накануне 70-летия победы в Великой Отечественной войне хочется рассказать о фоторепортёрах тех лет.
Создание настоящей фотографии – всегда далеко не простой, а часто к тому же и физически тяжёлый труд. Но, несомненно, особое место среди фотографов-профессионалов занимают военные корреспонденты. Их выдающиеся снимки – не только произведения искусства, но и память, и предостережение, и свидетельство... И всегда – риск для собственной жизни.
В годы Великой Отечественной войны призыв «Всё для фронта, всё для победы!» не оставил в стороне фотографов. Военные корреспонденты сражались наравне с солдатами в рядах Советской Армии, одновременно снимая происходящее. Их мужеством и талантом по крупицам создана настоящая летопись этой невероятно тяжёлой и жестокой войны, показана радость победы.
Среди великих имён, создававших жанр советского военного фоторепортажа в те годы, Макс Альперт, Наталья Боде, Марк Марков-Гринберг, Яков Рюмкин, Михаил Савин, Евгений Халдей... Говорить о них можно много, но сегодня остановимся на рассказе лишь о нескольких фотографиях – признанных символах эпохи, об истории их создания, и об их авторах.
Макс Владимирович Альперт родился в 1899 году в Симферополе. Будущий выдающийся советский фоторепортёр учился фотографии в Одессе, после Гражданской войны работал в Москве, в «Рабочей газете». Чуть позже начал сотрудничество с журналом «СССР на стройке», основанным Максимом Горьким, и газетой «Правда». Наиболее значительными довоенными работами фотографа были фотоочерки
о строительстве Магнитки, прокладке Турксиба и сооружении Большого Ферганского канала. Снимал он и портреты политиков, писателей, военных.
Во время Великой Отечественной войны стал корреспондентом «Фотохроники ТАСС» и «Совинформбюро», снимал в тылу и на передовой. Был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. После войны работал в агентстве печати «Новости», сотрудничал с другими изданиями.
Военные фотографии Макса Альперта всегда отличала невероятная эмоциональная сила, а снимок «Комбат» считается символом Великой Отечественной войны.
Второй военный фотограф, о котором хотелось бы рассказать, – Дмитрий Николаевич Бальтерманц. Он родился в Варшаве в 1912 году, в 1915 году его семья перебралась в Москву. Работать начал в 14 лет – был ассистентом фотографа, оформителем, киномехаником, наборщиком в типографии, помощником архитектора.
В 1939 году, окончив механико-математический факультет МГУ, стал преподавателем в Высшей военной академии, однако проработал там совсем недолго. Любовь к фотографии решила Макс Альперт. Комбат судьбу – он стал фотокорреспондентом газеты «Известия», и с началом войны был отправлен на фронт.
Сотрудничество с газетой внезапно оборвалось в 1942 году в результате неприятной истории, произошедшей с его снимком. Вернувшись на несколько дней с фронта, чтобы проявить и напечатать фотографии, снятые под Москвой и Сталинградом, он оставил их сушиться без присмотра в редакции. Ночью один из снимков без его разрешения был взят в качестве иллюстрации для утреннего номера газеты. Редактор озаглавил снимок «Подбитые немецкие танки», в то время как на снимке присутствовали танки английские, бывшие в то время на вооружении советских войск. Всю ответственность за недостоверную информацию возложили на фотографа, и Бальтерманц оказался рядовым штрафного батальона. Корреспондентом армейской газеты «На разгром врага» он стал только в 1944 году, после тяжелого ранения в ногу и лечения в госпитале.
Фронтовая фотосъёмка Дмитрия Бальтерманца часто проходила на передовой во время боёв, и почти всегда была связана с риском. К военной награде он был представлен дважды награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
Послевоенная судьба фотографа складывалась непросто. Довольно долго он не мог найти работу, но потом устроился в журнал «Огонёк». Здесь он проработал до последнего дня жизни.
Фотографии Бальтерманца стали известны в 1960-е годы, когда он смог показать свои военные архивы, не печатавшиеся ранее. Это удивительно правдивые работы настоящего мастера – в них и горе, и тяготы, и победа…
Одна из поистине революционных работ Дмитрия Бальтерманца, намного опередившая своё время, была снята во время контратаки советских войск под Москвой в 1941 году. Пехотинцы со штыками наперевес, атакующие врага, сняты с низкого ракурса. После публикации снимок был подвержен критике за отступление от традиций социалистического реализма – неполные фигуры людей в зображении не допускались.
Динамика поражает зрителя, создавая ощущение бесстрашной и беспощадной армии, а композиция снимка, действительно, в то время казалась необычной. Но, как показывает практика, настоящий фотограф всегда должен доверять своему чувству, и, возможно, идти впереди своего времени.
В завершении сегодняшнего рассказа – несколько слов о двух фотографиях, без которых невозможно представить военный фоторепортаж той эпохи.
Автор этих снимков, Евгений Ананьевич Халдей, родился в 1917 году в Донецке. Фотокорреспондентом стал рано, в 16 лет, а с 1939 года уже работал в «Фотохронике ТАСС». Наиболее известны репортажи того времени о Днепрострое и Алексее Стаханове.
С первых дней войны Евгений Халдей был военным фотокорреспондентом, и вместе со своей камерой «Лейка» прошёл путь до Берлина.
Вспоминая начало войны, фотограф писал: «22 июня я вернулся из Тархан, где отмечали 100-летие со дня смерти Лермонтова. Я снимал там ребят из сельского литературного кружка. Один мальчик читал стихи: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром...», а я просил его повторять эти строчки снова и снова, чтобы сделать хорошие дубли. Если бы знать! И вот приехал утром в Москву, подхожу к дому – а жил я неподалёку от германского посольства, смотрю – немцы из машин выгружают узлы с вещами и заносят в посольство. Я не мог понять, что происходит. А в 10 утра позвонили
из фотохроники и приказали срочно явиться на работу. В 11 Левитан начал говорить по радио «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции... В 12 часов будет передано важное правительственное сообщение». Он твердил это в течение целого часа – нервы у всех были на пределе. В 12 раздался голос Молотова. Он слегка заикался. И тут мы услышали страшное: «...бомбили наши города Киев, Минск, Белосток...»
Фотографию «Первый день войны» Евгений Халдей сделал 22 июня 1941 года в Москве. На ней – момент объявления войны.
Понимая значимость происходящих событий, мастер умел достигать необычайной выразительности кадра, для чего иногда прибегал к небольшим постановочным композициям. Интересна история создания культовой фотографии – «Знамя над Рейхстагом», снятой рано утром 2 мая в 1945 года. По заданию редакции Евгений Халдей прибыл в Берлин буквально через несколько часов после окончания уличных боёв. Красное знамя фотограф привёз с собой из Москвы, а древко нашлось уже на месте, в захваченном здании Рейхстага.
Позировать для снимка Халдей попросил солдат, встретившихся ему тут же. Вот что вспоминает о съёмках сам автор: «Нас там (на крыше Рейхстага) было четверо, но я хорошо запомнил киевлянина Алексея Ковалёва, который привязывал флаг. Я его долго фотографировал. В разных позах. Помню, что мы все очень тогда продрогли… Ему и мне помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев».
После съёмок вечером того же дня Евгений Халдей вылетел в Москву, чтобы доставить снимок в редакцию, а затем вновь вернулся в Берлин – снимать дни Великой Победы.
Официальная версия фотографии перед публикацией была ретуширована – повышена контрастность снимка, драматический эффект подчеркнут за счёт усиления выразительности дымового шлейфа на заднем плане. Кроме того, по просьбе редакции автор с помощью иглы удалил вторые часы (по некоторым версиям, компас) на руке Абдулхакима Исмаилова, поддерживающего Алексея Ковалёва с флагом, а само знамя сделал ярко-красным.
Военные снимки Евгения Халдея использовались в качестве вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе, публиковались в прессе, были иллюстрациями в учебниках, воспоминаниях и книгах о Великой Отечественной войне. Они стали настоящей легендой и известны, наверное, каждому.
После войны судьба фотографа складывалась непросто – он был уволен из ТАСС за недостаточные образовательный уровень и политическую грамотность, и вновь работать в газетах начал лишь в 1960-е годы. Наиболее известные фотографии этого времени рассказывают о мирной жизни бывших фронтовиков.
Возможно, о снимках из этого рассказа знают многие, но имена их создателей известны далеко не всем. Вспоминая в эти дни о той, уже далёкой, войне, задумаемся и о мужестве военных фотографов, вложивших свою душу и свой талант в дело Великой Победы.
Марина Яшина.