Экслибрис (от лат. ex libris «из книг»)– книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. |
Эту область изобразительного искусства не минул почти что ни один серьёзный гравер – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя, ни русские мастера – Константин Сомов, Ольга Остроумова-Лебедева, Фаворский, Александр Бенуа.
Экслибрис – это небольшое графическое изображение, личный знак собственника книги. Его вкусы и склонности были выражены с помощью изображенных атрибутов. Экслибрис может принадлежать и частному лицу, и библиотеке, и любой организации. Очень часто художнику приходится учитывать прямые пожелания и указания заказчика.
Форма книжного знака привлекательна для художника тем, что на очень небольшой плоскости можно разместить довольно сложную композицию и остроумно составить замысловатую аллегорию. Не случайно мастерски выполненный экслибрис называют бриллиантом графического искусства.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Они создаются различными техниками гравюры – гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Часто оттиски расписывают вручную акварелью или цветными карандашами.
Среди художественных экслибрисов различают
• гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI–XVIII веков;
• вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
• сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Древнейший русский экслибрис– это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493– 1494 гг.Это своеобразный шрифтовой орнамент, состоящий из большой литеры «С», в которую включены остальные литеры звания («священноинок») и имени владельца библиотеки, образовывая, таким образом, красивую виньетку. Подобные досифеевские знаки следовало бы назвать протоэкслибрисами, а не книжными знаками в современном смысле слова: они нарисованы, а не отпечатаны и не на отдельном от книге листе, а на самом поле книжного листа. Этот знак обладает всеми особенностями современного экслибриса, кроме одной: тиража и связанной с ним печатным воспроизведением.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг), а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги (владельческая надпись). Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.
Французский король Карл V в 1367 году лично составил инвентарную опись своей библиотеки и на каждой книге написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая, по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.
Изобретение книгопечатания резко увеличило количество книг, повысило роль обозначения их принадлежности. С развитием книгопечатания и переплетного искусства книги продолжали оставаться предметом роскоши и это вызвало к жизни новые формы владельческих надписей. Просвещенные книголюбы стали сочетать владельческую надпись с желанием украсить книгу. Методы печати определили новую форму книжного знака. Он превратился в печатный или гравированный ярлык, наклеиваемый на форзац книги. Первые известные нам экслибрисы (так стали называться почти повсеместно эти знаки) появились в Германии.
Часто печатные гравюры раскрашивали вручную.
Альбрехт Дюрер (им создано более десяти экслибрисов) и ряд его современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы и аллегории. Лукас Кранах-старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки. Французский живописец и график эпохи Рококо?– Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.
В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии, Франции, Англии, Швеции, Голландии. Экслибрис изменялся в соответствии со стилями эпох.
В России первые светские библиотеки и книжные собрания появились при Петре I. Самый ранний из известных исследователям печатных книжных знаков принадлежит сподвижнику ПетраI– князю Д. Голицыну, политику и дипломату.
Современные художники не утратили интереса к созданию экслибрисов. Свидетельством этого являются многочисленные международные выставки и конкурсы по всему миру. Сегодня уже проводятся конкурсы экслибрисов, созданных в графических компьютерных программах.
Существует международная ассоциация любителей экслибрисов (FISAE). Многие музеи имеют свои обширные коллекции книжных знаков. Среди них – коллекции Пушкинского музея в Москве и коллекция Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Информацию о проводимых международных конкурсах можно найти в интернете на многих сайтах для художников. Один из них www.fisae.org.
В 2008 я прочитала о ежегодном конкурсе детских экслибрисов в городе Hlohovec, Словакия (www.elap-hlohovec.sk). Темы конкурса меняются каждый год. Например, темами предыдущих лет были – «Волшебный мир книг», «Изобретения», «Цирк», «Мой сон» и т.д. Темой 2009 года были «Олимпийские игры». Ее я и предложила своим ученикам. В условиях конкурса предлагалось освещение темы Олимпийского движения – история Олимпийских игр в Греции, первые мировые игры, виды спортивных состязаний на летних и зимних Олимпиадах. Работы могли быть посвящены городам-столицам Олимпийских игр.
Сбор материала занял достаточное количество времени, но окунуться в этот мир истории было интересно всем. На конкурс принимаются работы, выполненные любыми печатными техниками, а также проекты экслибрисов, выполненные тушью на белой бумаге. Ограничивается только размер. К созданию графического листа подходили постепенно – первым опытом была монотипия, вторым литография на свободную тему и, наконец, создание эскиза экслибриса для выполнения в техники литографии.
Все работы выполнялись в «Печатне» Петропавловской крепости. Эта уникальная мастерская со старинными станками для всех видов печатной графики. Доступность для всех желающих попробовать себя в монотипии и литографии делает ее уникальным местом в художественно-образовательном процессе Санкт-Петербурга. В «Печатне» имеют возможность создавать свои работы и взрослые посетители, и учащиеся общеобразовательных школ, и студенты художественных вузов города. В мастерской выставлены работы известных петербургских художников, что дает возможность всем познакомиться с особенностями различных печатных техник. Руководит мастерской потомственный художник – график Сердюков Николай Владимирович. В работе нам помогали все сотрудники «Печатни»– в результате были созданы девять литографских работ и один проект выполнен тушью. В литографские отпечатки добавили цвет, используя цветные карандаши.
В настоящий момент мои ученики готовят работы на выставку экслибрисов, устраиваемую национальным обществом защиты животных в Аргентине на тему «Собаки».
Марина Корнильева.