Есть мнение…

Мы начинаем публикацию серии статей Льва Александровича Залесского. Автора и архитектора одного из самых масштабных ресурсов, посвящённых истории искусства, Internet-проекта «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» – http://www.sonata-etc.ru/. Финалиста двух конкурсов Национального фонда подготовки кадров по разработке образовательных IT проектов под эгидой МБРР. Преподавателя высшей квалификационной категории, журналиста.

Как только речь заходит о приобщении детей и молодёжи к искусству в семье, мы часто слышим: «Увольте! Этим должны заниматься специалисты. Нам не хватает ни образования, ни времени. Да и детям неинтересно. Стихи? Их не все любят. Серьёзная музыка не даёт расслабиться, под неё какой отдых? К тому же – не передают».

Ох, уж это «не передают»! Как-то загостился у друзей. Две молодые, прелестные музыкантши – скрипачка и пианистка – вернулись с международного конкурса в Голландии (с победой) и делились впечатлениями. Более всего их поразило, что в автобусе, в такси водители слушают по радио, на кассете или CD песни Шуберта, концерты Вивальди, квартеты Моцарта и т. д. Возвращался я поздно, пришлось ловить машину. Она ещё подъезжала, а я уже услышал изнутри глухие ритмичные раскаты рока и густой бас. Я нисколько не предубеждён против рок-музыки. Более того, свою сценическую карьеру начинал именно в роли рок-музыканта; часто с удовольствием слушаю рок. Но в маленьком салоне легковушки почувствовал себя совершенно оглушённым, попросил водителя чуть убавить громкость и рассказал ему о голландских впечатлениях моих знакомых. Он посмотрел на меня с недоумением. «Сейчас высадит»,?– малодушно подумал я. А водитель мне говорит растерянно: «Так ведь не передают!»...

Что правда, то правда – передают редко. В школе, как правило, тоже всё время чего-то не хватает, чтобы работать с толком и удовольствием. Ну, так что же? Когда возникает нужда в лекарствах, витаминах, необходимых продуктах, учебниках, даже в желанной игрушке – расшибёмся, а достанем. Не так ли? А музыка, литература – средоточие духовного опыта человечества. Без этого багажа человек не вполне человек. Он принуждён вращаться в узком кругу современных развлечений, лишён возможности выйти за его пределы, сделаться современником всему человечеству.

Глубоко в человеческой природе укоренились два стремления, быть может, еще не высказанные и даже не до конца осознанные. Наверное, потому, что стремления эти слишком противоречивы. Одно из них – стремление к свободе. Второе – жажда покоя, порядка, предсказуемости применительно, по крайней мере, к собственной жизни, судьбе, судьбе близких людей. Одновременно совместить свободу и порядок нелегко.
Блестящие примеры такого совмещения дает нам, пожалуй, только искусство.

Оно лечит, предупреждает, предостерегает. Но не только. Ещё и поддерживает, вдохновляет, окрыляет, сообщает смысл... И при этом без навязчивости. Искусство не понуждает к чему бы то ни было. Оно излагает и обобщает. Если это не так, то разговор идет не об искусстве. Тогда это просто зрелище, кич. В этом не будет ничего возвышающего и объединяющего. Только возбуждающее, а значит?– разъединяющее, быть может, раньше времени, раньше, чем вы бы этого хотели, были бы к этому готовы. Но ведь нет человека?– ни ребёнка, ни взрослого, который не хотел бы быть выслушанным и понятым. А умение выразить себя?– увлекательнейшая игра. Причём игра, которая не требует дополнительного времени. Мы и без того играем в неё всю жизнь. Вот только правила что-то стали забывать... Отсюда наша ложь (и детская, и взрослая), и беспричинная заносчивость, и ссоры. А в результате?– неудовлетворенность, одиночество... И тогда – далеко ли до беды?

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО в нашей жизни, в семье, в школе – барометр, который показывает «ясно» в наших отношениях. И тому есть множество примеров во все времена.

Речь идёт о том, что в вашей власти открыть друг другу новый горизонт, сообщить поддержку на всю оставшуюся жизнь. И не говорите, что вам это не по силам. По силам! Приложите свои силы, и окружающие не раз вспомнят об этом, не раз, пусть в душе, вас по­благодарят. Но чтобы оказать друг другу подобную услугу, если вы сомневаетесь в своей компетентности, необходимо вооружиться кое-какими знаниями и техникой.

С чего начать?

В начале года весь урок казался неизведанной страной. Всё было таким незнакомым. Но потом я стал потихоньку привыкать...
Из детских сочинений на тему
«Здравствуй, Музыка!
Здравствуй, Песня!»

Начать можно с создания благоприятной звуковой среды. По современным медико-биологическим данным, начало создания этой среды должно предшествовать рождению ребёнка. Но в любом случае чем раньше, тем лучше.

Вы не будете разочарованы, если первыми приобретениями для вашей фонотеки станут записи произведений Арканджело Корелли (1653-1713) и его младшего, но гораздо более популярного в наши дни современника?– Антонио Вивальди (1675-1741). Это могут быть инструментальные концерты Вивальди, или, как их ещё называют, кончерто-гроссо1, а также Концерты для скрипки с оркестром (в том числе знаменитые «Четыре времени года»), Концерты для флейты с оркестром, другие инструментальные и вокальные произведения.

Выбор не случайный. Венецианский музыкант и священник Вивальди (современники звали его «красным аббатом» – за рыжую шевелюру, что на парадном портрете укрыта париком) – человек яркого дарования, но скромной судьбы. Большая часть его сочинений стала известна лишь в 20-х годах XX века. Почти всю свою жизнь он провёл среди приютских детей, музицируя со своими учениками и ученицами, воспитывая их. Он тонко чувствовал внутренний мир маленького человека, его чаяния, способность совершать десятки открытий?– весёлых и грустных?– одновременно. И это отразилось в его творчестве. Трудно встретить ребёнка, подростка в возрасте до 16-17-ти лет, которых бы не тронула музыка Вивальди уже при первом с ней знакомстве. В какой-то момент вам неожиданно откроется: эта музыка – самое драгоценное из всего, что есть у вас в доме, невзирая на уровень достатка.

Вивальди очень близок к природе, к ландшафту. Вы обнаружите сходство между его картинами природы и картинами его современников-живописцев, таких, как Клод Лоррен, Якоб ван Рейсдал, Клод Жозеф Верне. Многие художники того, а впрочем, и иных времён учились в Италии: Венеции, Флоренции, Риме. Эти юношеские впечатления до конца их дней так и не покидали полотна старых мастеров из Франции, Голландии; со всех уголков Европы.

-----------------------------------------------------
Словосочетание кончерто-гроссо (concerto-grosso – большой концерт) имеет давнее североитальянское происхождение. Этот жанр сложился в 70-х годах XVII века. «Большими» эти концерты считались тогда потому, что для их исполнения требовался сравнительно большой состав инструментов: духовых (иногда по две флейты, два гобоя и фагот), клавишных (клавесин или чембало), струнных – во всём разнообразии.

Кончерто-гроссо, как правило, имеет три части, контрастные по темпу: чаще всего?– быстрая, медленная, быстрая. Этот принцип установил сам Вивальди, чтобы разнообразие помогало восприятию музыки. Иногда Вивальди и его современники отступали от этой традиции. Внутри каждой из частей музыкальное развитие осуществляется за счёт постоянного чередования полного звучания всего состава оркестра, называемого тутти (tutti), группы солирующих инструментов – концертино (concertino). Часто во второй, медленной части звучит так называемая «бесконечная мелодия» – всё время изменяющаяся, неизъяснимо прекрасная тема.

sq_bl лев Залесский.

Оставить комментарий