1911 году Жорж Брак написал картину «Португалец». В ней впервые в истории кубизма, наряду с компонентами живописи, на полотне в равноправной роли выступили и элементы печатной графики, которые играли как бы роль катализаторов. Они способствовали открытию коллажа и переоценке сложившихся понятий о живописи. Использование печатной графики давало ключ Браку и Пикассо к решению ряда формальных задач.
К элементам печатной графики на кубистических полотнах относятся буквы, цифры, знаки препинания, графические знаки, которые наносятся на полотно красками или апплицируются. Позднее, после появления коллажа, распространяется наклеивание на полотно кусочков газеты, бутылочных этикеток, обрывков нот, сигаретных коробок. Эти элементы печатной графики (в рисованном или наклеенном виде) в период развития кубизма с 1911 по 1915 год приобретают решающую роль не только в композиции и ее образном мире, но и в значительной мере способствуют также формированию иконографической системы кубизма и выражаемого ею идейного содержания.
Рождался новый визуальный язык. Использование элементов печатной графики в качестве композиционных, создающих образ факторов, означало решение основной проблемы аналитического кубизма: примирение массы и пространства с плоскостной поверхностью картины.
Составленные из расплывчатых с неясными очертаниями букв слова и обрывки слов, сменяя друг друга на ограниченном пространстве живописного полотна, меняясь местами, получают новую функцию. На картине Пикассо буквы и слова ясно и однозначно отмечают плоскость картины. Две буквы выступают из ряда, но еще остаются в границах поверхности картины. Расчленением пространства и тем, каким образом он это делает, художник ясно дает почувствовать характер двух измерений картины.
Роль и функция графических элементов изменяется и становится более сложной на созданной в 1913 году с применением техники коллажа картине Пикассо «Бутылка, стакан, скрипка». Буквы и цифры сменяются обрывками вырезанного из газеты текста. Среди них четко выделяется слово «journal », перенесенное на полотно и являющееся частью использованной газеты. Для картин Брака и Пикассо, написанных с применением техники коллажа, характерно то, что обозначенное, показанное пространство уже не ограничивается полностью только поверхностью картины. В то же время Брак чаще, чем Пикассо, пользуется в своих картинах формами выражения, восходящими к средствам передачи кинестезии.
Для Брака и Пикассо печатная графика никогда не была самостоятельной областью для проведения художественных экспериментов, как, например, для Эль Лисицкого. В отличие от дадаистов и футуристов, они никогда не использовали печатную графику для пропагандистских целей (как, например, Джино Северини – смотри его картину «Война», 1915). И Брак, и Пикассо в свой кубистический период всегда пользовались элементами печатной графики для создания плоскости, пространства, валера и текстуры; причем оба наделяли эти элементы функцией формирования образа, и их эксперименты с использованием элементов печатной графики представляют значительный период в развитии творчества двух художников, в выработке и переформировании их стиля
Сюзан Маркус.