«Трудно предложить убедительное определение для категории инструментов, которые мы знаем как деревянные духовые . Легче сказать, какие относятся к медным ...» – написал американский композитор Уолтер Пистон . Действительно, в наше время многие из «деревянных » изготовляются из метала , пластмассы. С давних времён известны глиняные, керамические инструменты, которые правильно было бы отнести к «деревянным». Общая их особенность в том, что звук зарождается за счёт колебания воздуха, заключённого в трубку, что можно сравнить с колебаниями струны, натянутой между двумя точками ... Не последнюю роль в организации этого процесса играет исполнитель, его дыхание. Ведь для рождения музыкально го звука , фразы недостаточно просто сильно дуть в инструмент. А дыхание так нелегко отобразить в нотах ... В каждом из четырех семейств деревянных духовых есть инструмент, который рассматривается как основной тип. Это – флейта, гобой, кларнет и фагот. Другие инструменты в каждой группе – видовые. Появление видовых инструментов объясняется, в первую очередь, расширением звуковысотного диапазона той «семьи», к которой они относятся. Некоторые из видовых инструментов, несомненно, заслуживают нашего пристального внимания.
Флейта (Flute)
Европейская история этого небольшого инструмента довольно драматична. Чрезвычайно популярная в античные времена, флейта вышла из употребления в Западной Европе после падения Римской империи в V веке, чтобы вновь возродиться через пятьсот-шестьсот лет.
В эпоху барокко для флейты много писали А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и другие, менее крупные мастера XVIII века. На заре музыкального классицизма в 1777-78 годах молодой Моцарт создаёт несколько квартетов для флейты.
В начале XIX века флейты изготовлялись из самшита, чёрного дерева, кокосовой пальмы или слоновой кости. В 30-е годы XIX века немецкий флейтист, мастер и ювелир Теобальд Бём (1794-1881) начинает совершенствовать инструмент, а к 1847 создаёт флейту Бёма, практически ничем не отличающуюся от сегодняшней. Из конструкции инструмента уходит дерево, которое первоначально заменяется серебром, иногда золотом. Звук флейты становится более сильным и однородным по всему диапазону; исполнение хроматических нот и пассажей существенно облегчается.
С уходом дерева, к сожалению, была частично утрачена теплота флейтового звука. Что делать, не только искусство, но и прогресс время от времени требуют жертв.
Популярность флейты возросла с возникновением публичной концертной жизни в XIX веке, что повлекло за собой расцвет любительского музицирования. Флейта, отличающаяся относительной лёгкостью звукоизвлечения и богатыми техническими и выразительными возможностями, вошла в моду среди любителей из высоких и средних слоёв общества.
В XX веке деликатный и холодноватый тембр флейты особенно привлекал французских композиторов; расширению сольного и камерного репертуара для этого инструмента способствовали Клод Дебюсси, Артюр Онеггер, Дариус Мийо.
Современная оркестровая поперечная флейта, или так называемая большая флейта, имеет прямой цилиндрический канал и изготовляется из металла. Длина инструмента около 66см, диаметр канала
– 2 см. Флейта разбирается на три компактные части: головку с отверстием (дульцем) для вдувания воздуха, находящимся сбоку от закрытого конца инструмента, и подвижным коленом (для регулирования строя) и двух основных колен со звуковыми отверстиями и клапанами. Звук извлекается путем вдувания струи воздуха по касательной к дульцу. Звукоряд хроматический, диапазон свыше 3 октав, нижний тон – до’. Инструмент имеет 13 основных звуковых отверстий и несколько меньших отверстий, благодаря которым облегчается исполнение трелей и других технически сложных приёмов. Эффективная система клапанов позволяет добиваться виртуозной игры.
Поток вдуваемого воздуха, а следовательно, характер звучания флейты контролируется губами исполнителя, таким образом правильная постановка амбушюра – один из ключевых моментов техники игры на флейте.
Профессиональный флейтист владеет всеми видовыми инструментами флейтового семейства: пикколо (или малой флейтой), а также альтовой и басовой флейтами.
Альтовая флейта звучит на кварту ниже обычной, однако ей доступен диапазон основного инструмента вплоть до верхнего до. Механика такая же, как и у основной флейты, если не считать небольших изменений, обусловленных размерами. Встречается она в очень немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определённый вес и значительность.
Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).
Пиколо (флейта ) (Piccolo)
Пикколо (малая флейта) – видовой инструмент, который звучит октавой выше основной флейты, достигая до – последней ноты фортепианной клавиатуры.
Это один из самых высоких голосов и один из самых крошечных инструментов оркестра, его длина едва превышает 30 сантиметров (вдвое меньше обычной флейты).
Оркестровые пикколо часто выполняются из дерева, но встречаются и металлические инструменты.
«Интерес композиторов к видовым инструментам обеспечил им положение, по значительности почти равное основным типам каждого семейства. Этому способствовали достижения в технике игры, но ещё больше осознание того, что мнимые дефекты этих инструментов на самом деле являются преимуществами и достойны изучения и признания как дополнения к колористическим ресурсам основных
инструментов группы деревянных духовых», – такой блестящей преамбулой была удостоена статья о пикколо, которую написал американский композитор Уолтер Пистон.
Пикколо – непревзойдённая мастерица по своей способности «прорезать» и «высвечивать» оркестровое тутти, поддерживая верхние обертоны гармонии. Её нижние тона своеобразно пусты, а верхние ноты блестящие и пронзительные, легко слышимые при максимальной звучности всего оркестра.
Пикколо часто оттеняет музыкальную экзотику, но эффективность её обратно пропорциональна частоте применения. Эта крошечная флейта способна на утончённость и может всего несколькими искусно размещёнными звуками дать очень многое.
Английский рожок (English Horn)
Само по себе словосочетание «английский рожок» ни в коей мере не описывает нам один из популярнейших видовых инструментов семейства гобоя. Во-первых, это не рожок, во-вторых, не английский! Не правда ли, напоминает историю про морскую свинку? Она ведь тоже и не свинка вовсе, и уж точно – не морская. Никто и не помнит, кто, когда и почему стал называть теноровый гобой, вспомогательный инструмент гобойного семейства, английским рожком.
Известный в камерной музыке с XVIII века, постоянным членом оркестра английский рожок становится с середины XIX столетия. Оркестровая литература изобилует сольными фразами, написанными специально для английского рожка.
Рожок привносит в певучие мелодии новую краску, а в сочетаниях с другими инструментами, как духовыми, так и струнными, сообщает своеобразный колорит звучанию группы деревянных духовых и всего оркестра.
Диапазон английского рожка опускается до ноты ми малой октавы. Естественно, ведь рожок отличается от основного инструмента своего семейства – гобоя сопрано – отменным ростом: он на 20 сантиметров длиннее. Ведь именно длина (а не толщина!) воздушного столба отвечает за высоту тона. В конструкции инструмента есть и более заметное отличие – изогнутая металлическая трубочка, одна сторона которой вставляется в отверстие в торце инструмента, а другая служит для закрепления несколько удлинённой двойной трости. Но главное отличие, бросающееся в глаза и характерное для всех видовых инструментов этого семейства, – раструб грушевидной формы. Английский рожок тяжелее гобоя, поэтому во время игры он пристегивается к шнурку на шее исполнителя.
Лев Залесский.