ГОБОЙ (Oboe)
Если вы пришли на симфонический вечер, будьте спокойны: первым инструментом, который вы услышите, будет именно гобой. Это он по сигналу концертмейстера (первой скрипки) даёт оркестру тёплую, но немного печальную (носовую) ноту (ля первой октавы), под которую все музыканты настраивают свои инструменты.
Отчего же именно гобой? А оттого, что сам гобой можно подстраивать лишь очень незначительно, и если флейта или скрипка будут давать не очень точное ля, то гобой может, что называется, никогда в него не попасть.
Заслуга изобретения гобоя приписывается Жану Оттерру (1605–1690), родоначальнику известной семьи французских мастеров и музыкантов, а первое его появление, засвидетельствованное при французском королевском дворе, датируется примерно 1660 годом. В 1674 новый инструмент стал известен и в Англии.
Совершенствование конструкции и механики гобоя происходило одновременно и по образцу совершенствования флейты Бёма.
Композиторы барочной поры – Гендель, Альбинони и Вивальди – писали концерты для гобоя, а И.С. Бах поручал гобою и видовым инструментам его семейства (гобою д’амур и гобою да качча) развитые оркестровые партии.
Эпоха классицизма способствовала появлению новых виртуозных произведений для гобоя, в том числе концертов Моцарта, Иоганна Кристиана Баха и других авторов. В XIX веке технические требования к гобою как оркестровому инструменту возросли, о чём свидетельствуют партии гобоя в симфониях Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера.
Для того чтобы получить более резкое звучание, Густав Малер часто предписывал гобоям и другим инструментам поднять раструбы горизонтально в сторону слушателей. Противоположный эффект достигается при засурдинивании гобоя с помощью платка, засовываемого в раструб.
Длина инструмента не превышает 60 сантиметров. Диапазон современного гобоя находится в области сопрано и составляет почти 3 октавы: от си бемоль малой октавы (b) до ля третьей (a). Нижние 16 звуков являются основными тонами, остальные – обертонами.
Само название инструмента переводится с английского и французского языка как «высокое дерево». Корпус гобоя действительно изготавливается из твёрдого дерева, наилучший материал – страстоцвет. Иногда корпус инструмента делают из другого природного материала – эбонита. Его преимущество в том, что он не деформируется, чем и обеспечивается точный строй инструмента.
Корпус представляет собой слегка сужающуюся к концу коническую трубку, состоящую из трёх частей: верхнего и среднего колен и раструба. Раструб немного расширяется и заканчивается металлическим кольцом. В торец узкого конца корпуса вставляется трость – трубочка, на которую с одной стороны насаживается пробочный цилиндрик, а с другой ниточной обмоткой прикрепляются две тонкие камышовые пластинки, частично облегающие эту трубочку – «ствол», а частично смыкающиеся друг с другом так, что между ними образуется узкая щель. Гобой можно подстраивать только за счёт малого выдвигания трости.
ФАГОТ (Bassoon)
Французское словечко fagot («вязанка хвороста») впервые было использовано для обозначения как бы сложенного вдвое деревянного духового инструмента в 20-х годах XVI века. Автором этого остроумного сравнения и названия считается некто Афранио дельи Альбонези из Павии. Фагот Афранио был существенно ближе к волынке, чем собственно к известному в наше время инструменту. Но уже в начале XVII века во Франции появился фагот из двух колен с «сапожком», по виду весьма близкий современному.
В первой половине XIX века немецкий музыкант-самоучка и талантливый мастер Карл Альменредер (1786–1843) внёс существенные изменения в конструкцию инструмента. Альменредер, которого называли «Бёмом фагота», добавил ещё несколько клапанов, скорректировал их взаимное расположение, расширил и переместил пальцевые отверстия, что привело к улучшению и выравниванию звучания и сделало игру более удобной и выразительной.
Фагот колоритен как по внешнему виду, так и по звучанию. При длине свыше трёх метров, инструмент, тем не менее, вполне управляем благодаря тому, что он, можно сказать, сложен вдвое. Обычно он изготовляется из клёна и состоит из четырёх секций: раструба, большого колена, двойного колена (или сапога) и малого колена (или крыла). Двойная трость, весьма похожая на увеличенную трость английского рожка, крепится к изящно изогнутой S-образной металлической трубке.
Широта диапазона (около четырёх октав), богатство технических возможностей и разнообразие тембровых характеристик делают фагот одним из самых выразительных и незаменимых оркестровых инструментов.
В настоящее время применяются два основных типа фаготов: французский и немецкий. Посетители концертов могут узнать немецкие фаготы по белому кольцу из слоновой кости на верхнем конце раструба.
К фаготу неоднократно обращались в своём творчестве Генрих Шютц (Германия, ок. 1580–1672) и Жан-Батист Люлли (Франция, 1632–1687), Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота. Самое значительное место в литературе для фагота классической поры занимает Концерт В-dur К. 191 (1774) Вольфганга Амадея Моцарта.
История фагота в XX веке отмечена сочинениями Элгара, Р. Штрауса, Вила-Лобоса, Прокофьева (популярное «Юмористическое скерцо» для четырёх фаготов), Хиндемита, Денисова. А концерт для фагота и струнных Софии Губайдулиной (1975) считается жемчужиной современного репертуара.
КОНТРАФАГОТ (Double Bassoon)
В небольшой семье фаготов это единственный видовой инструмент, но какой же яркий! Контрафагот не менее колоритен, чем фагот. Его трёхоктавный диапазон на октаву ниже, чем у фагота, и достигает си-бемоль субконтроктавы, что на целую большую кварту ниже самого низкого звука контрабаса. Итак, контрафагот, без всякого сомнения, обладает самым низким голосом в оркестре. Столь же впечатляющи и его габариты. В руках его не удержать. При игре инструмент поддерживается шпилем, упирающимся в пол. В рабочем положении контрафагот несколько проигрывает в росте контрабасу, но, если развернуть эту вчетверо сложенную «вязанку хвороста» (вспомним, что так переводится французское словечко «fagot»), длина его составит не менее пяти с половиной метров.
Звук контрафагота подчас сравним с органным, но самые низкие ноты создают впечатление как от звуков, позаимствованных непосредственно у природы... Поэты и музыканты издавна считали, что в самых низких и глубоких звуках, которые только возможно услышать, олицетворяется судьба – неотвратимый рок.
Этот громадный инструмент, в том виде, как он сконструирован в XIX веке, состоит из четырёх параллельных деревянных стволов, соединённых сапогом и двумя U-образными коленами, и оканчивающихся металлическим раструбом, направленным книзу. Существуют и другие типы – с раструбом, направленным кверху. Некоторые французские контрафаготы делались исключительно из металла.
Самое время вспомнить, что чрезвычайно низкий звук контрафагота достигается только за счёт общей длины его деревянных стволов. Их толщина и масса здесь совершенно ни причём. Однако именно они (толщина и масса) обеспечивают соответствующую окраску звука. К тому же, если бы такой огромный инструмент попытались сделать толщиной с флейту, он наверняка быстро сломался бы. Ибо для сохранения устойчивости столь впечатляющей конструкции необходимо располагать набором соответствующих сечений для этой конструкции – не менее впечатляющих, о чём прекрасно осведомлены не только мастера музыкальных инструментов, но и инженеры и архитекторы.
Лев Залесский.