Батик

Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ва» – означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik»– «точка» или «капля». Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску – или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Существует несколько видов батика – горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для нанесения цветного изображения на хлопчатобумажную ткань.
По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному покрытию ткани краской.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при создании рисунка на шёлке, хотя возможно применять здесь и другие ткани. При этом роль резервирующего состава выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Они представляют собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами?– стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется специальные контуры в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной обводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись, с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цвета.
Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Горячий батик – это увлекательное, но и очень трудоёмкое занятие. Именно в этой технике художественной росписи ткани в полной мере перед вами открывается возможность сделать разнообразные фактуры, которые дают абсолютно неожиданный результат. Поэтому желательно заранее продумать графическое, тоновое и цветовое решение на эскизе, прежде чем вы приступите к работе. Все возможные недочёты лучше исправить на бумаге, чем на шёлке, где это сделать гораздо сложнее.

Аппарат для приготовления горячего воска, без использования которого эту технику представить невозможно, довольно просто сделать в домашних условиях.

Предлагаю вам два варианта.
1). Необходимо взять жестяную банку, в которую будет помещён патрон с лампочкой, и сделать в ней небольшие отверстия, защищая тем самым банку от перегрева. На неё вы ставите банку большего диаметра, в которой будет находиться воск.
2). Для этого варианта вам также понадобятся две банки с разным диаметром. В ту, что побольше, наливаете воды и опускаете в неё кипятильник, а вторую банку с воском ставите в первую, учтите, что она должна быть выше первой.
Для росписи применяются круглые и плоские кисти разного размера, сделанные из различного материала: колонка, щетины или синтетики. В качестве горячего воска лучше применять парафиновые свечи, только они должны быть белыми, без ароматизаторов и наполнителей. Горячий воск может наноситься разными инструментами: кистями различной величины, валиками и штампами. Можно также сделать «капельки» с помощью зажжённой свечи. Перед нанесением слоя воска, проследите за тем, чтобы ткань высохла, так как воск не наносится на мокрую поверхность. Очень характерным эффектом для горячего батика является техника «кракле». Для этого заполните воском те участки, где будут находиться кракелюры. Затем снимите ткань с подрамника и «поломайте» воск резкими движениями. После этого снова натяните материал на подрамник и прокрасьте образовавшиеся трещины более тёмным или контрастным цветом. «Кракле» обычно является завершающим этапом. Осталось только снять воск с ткани. Для снятия воска вам необходимо прогладить материал через несколько слоёв газеты до полного его исчезновения. Желаю удачи!

sq_bl Мария Вовенко(г. Саратов).

Оставить комментарий