Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века
А ещё Рябушкин обладал редчайшим для художника исторического жанра юмором, причём добрым, необидным для наших предков. Стоит только посмотреть на его картину «Московская улица XVII века» или на полотно «Пожалован шубой с царского плеча!» чтобы ощутить эту разлитую по его картинам улыбку. Как тут не вспомнить известный шутливый разговор императора Павла I с Фёдором Ростопчиным, выходцем из татарских мурз, будущим генерал-губернатором Москвы 1812 г. Царь однажды спросил, почему Ростопчины не князья, как например Юсуповы. На это остроумный Ростопчин отвечал, что в древности был принят такой обычай: когда татарский мурза выезжал из Орды на Русь летом, то государь жаловал его княжеским титулом, а когда зимой – то шубой с царского плеча. Мои предки, – сказал Ростопчин, – увы, приехали на Русь зимой! Вот мы и видим на картине Рябушкина такого счастливца, а уж взгляды окружающих комментария не требуют.
Приезды иностранных послов в Москву были в то время большой редкостью, становились всенародным зрелищем. Ритуал въезда посольства тщательно регламентировался, был предметом переговоров и даже споров послов с приставами (комиссарами) – приставленными к ним знатными служилыми людьми, которые в сопровождении переводчика-толмача и обычно небольшого войска въезжали в столицу. Войско это было составлено из дворян и стрельцов, которых называли «встречники». Правда, турецкого посла однажды встречали с 16-тысячным войском, чтобы показать ему несметную рать «белого царя». За город, в «останочный ям», где при въезде в Москву останавливалось посольство, посылали запряженные отборными конями золочёные кареты и верховых лошадей из царской конюшни. Их сёдла и чепраки были украшены золотом и жемчугами, лошадей сопровождали одетые в яркие кафтаны конюхи. Часто к поводьям и ногам лошадей привешивались серебряные цепочки с широкими звеньями, которые мелодично звенели при движении. Вот как описывается въезд в Москву 29 апреля 1698 года «цысарского», то есть австрийского, посольства Игнатия Христофора Гвариента его секретарь Корб. Возможно, именно это посольство конца XVII века имел в виду Рябушкин на своей картине. Впереди процессии шёл отряд из 400 нарядно одетых воинов во главе с посольским дьяком, за ними следовал конюший посла с четырьмя верховыми лошадьми, которых вели слуги. «Лошади, – пишет Корб, – были покрыты разноцветными попонами, большая часть которых была вышита шёлком. Потом на царских лошадях, в одеждах, блиставших золотом и серебром, и в шляпах, богато украшенных разноцветными перьями, ехали чиновники господина посла. К ним присоединилось много царских дворян. Господин посол с царским комиссаром и толмачом ехали в вызолоченной карете, запряжённой шестью белыми лошадями... Шесть красивых карих лошадей везли собственную карету посла, великолепно изукрашенную живописью, золотом и разноцветными шелками. По обеим сторонам её шло восемь пешеходов, одетых в платье прекрасных цветов и весьма богато убранных». Далее ехали экипажи с чиновниками посольства, наконец, поезд замыкали 400 воинов в полном вооружении. И дальше Корб описывает то, что возвращает нас к картине Рябушкина: «По обеим сторонам въезда в город стояло бесчисленное множество народа.... Блеск экипажей и щегольство господина посла и сопровождавших его лиц побудило царицу, царевича и многих царевен посмотреть на наш въезд». Вот такой въезд посольства и ждали с нетерпением изнывавшие от любопытства москвичи. Их, теснившихся вдоль улиц на пути следовании кортежа, сдерживала сплошная цепь стрельцов с алебардами. Думаю, что только в одном Рябушкин допустил вольность – он поставил рядом стрельцов трёх разных полков (у каждого полка был кафтан своего цвета), но вряд ли в цепи они могли смешиваться. Впрочем, современники писали, что часто нужного числа стрельцов для непрерывной цепи от предместья до Кремля не хватало, и тогда прибегали к хитрости: как только нарядный поезд медленно проходил мимо стрелецкой роты, она тотчас снималась с места и по параллельным кортежу улицам перебегала вперёд, где выстраивалась вновь в цепь. Так что путаница, изображённая художником, исторически оправдана.
Евгений АНИСИМОВ