В этом номере педагогические советы раздает: Николай Локотьков, Творческая мастерская г. Старая Русса
Из нашего опыта мы знаем, что юные художники часто не понимают, что означает «работать от общего к мелочам», что значит «работать по всему листу». Не знают, как использовать различные выразительные средства и материалы для достижения наивысшего результата, не владеют технологией последовательности в работе.
Для того чтобы обсудить эти проблемы, мы выполняем задание с условным названием «Создание шедевра». Работа ведётся с обсуждением проблемы и постановки задач на каждом этапе. Работаем на листе бумаги формата А 4 пером и тушью, простым и цветными карандашами:
- Необходимо на глаз провести несколько горизонтальных линий, добиваясь, благодаря нажиму, живости линии. Ребята должны увидеть, что это красиво и гармонично.
- Предлагаем усложнить композицию, проведя такие же линии вертикально.
- Без разметки рисуем несколько пластически увязанных, ритмично расположенных, произвольных по конфигурации и размеру овалов. Мы видим, что композиция усложнилась, приобрела новое звучание.
- Необходимо ввести в композицию чёрные пятна, вписав их в существующий узор рисунка. Выразительность изображения при этом усиливается.
- Некоторые фрагменты заполняем штрихами, точками, линиями. Важно красиво вписать их в контекст композиции.
- Вводим пятна, выполненные простым карандашом.
- Завершаем работу, применяя ещё одно выразительное средство?– цвет. Следим за колоритом. Ставим задачу выразить в композиции «минор» или «мажор». Главный итог этого урока заключается в том, что ребята должны осознать, как надо вести работу на усложнение, какие выразительные средства у них для этого имеются, что именно делает композицию творческой, глубокой, выразительной.
Николай Локотьков.