Дмитрием Чирказовым мы познакомились на просторах интернетного пространства. Его творчество разнообразно и простирается далеко за пределы слоговых циклопалиндромов, о которых сегодня пойдёт речь. Но сначала – о самом авторе.
Дмитрий родился в Баку 18 декабря 1974 г, окончил физический факультет (математические методы квантовой радиофизики) Бакинского университета. Впоследствии занялся комбинаторной литературой. Подборки текстов и литературные исследования по применению математических методов в комбинаторной литературе выходили в различных литературных альманахах и журналах, а также в престижной антологии «Искусство палиндрома». В настоящее время проживает за рубежом, в Германии.
Читатели «Введенской стороны» помнят, что палиндромом называют строчку или текст, который прочитывается одинаково (без учёта пробелов между словами и знаков препинания) как слева направо, так и справа налево. В зависимости от того, как прочитывается текст – по буквам, по слогам или по словам, различают палиндромы буквенные, слоговые и словесные.
При написании циклопалиндромов текст замыкается в круг, который одинаково читается как по часовой, так и против часовой стрелки.
Здесь с места, где обычно на циферблате часов располагается цифра девять, начинается слоговой палиндром:
По выси крались закаты, казались красивы.
Для более наглядного представления дадим эту строчку в слоговом разбиении:
По вы-си кра-лись за-ка-ты, ка-за-лись кра-си-вы.
Слог «по» является началом как прочтения по часовой стрелке, так и против часовой.
Ещё пример, напрямую связанный с темой нашей статьи:
Без потуги сложу слоги тупо.
Однако начало противочасового прочтения может находиться и в другом, отличном от места при почасовом прочтении.
Ветры кусают сакуры ветви.
Здесь обратное прочтение начинается со слога «вет» в слове «ветви». Ещё примеры несовпадения:
Кардинал лепестком пеленал дикарку.
Злодей шаловлив, лошадей злобит.
Сытый крысолов улов сокрытый сыщет.
Светла бедолаги могила добела.
Бьёт дом граждан градом.
На первый взгляд может показаться, что слоговые циклопалиндромы являются лишь искусственно созданными пластмассовыми цветами на могиле современной поэзии. Но мы категорически не согласны с таким мнением; к тому же приведённые примеры ярко показывают, что и в таких жёстких рамках можно создавать образные поэтические строчки, схожие по своему восприятию с хокку или танка.
Любопытно, что циклопалиндромы можно активно использовать в дизайне круглых предметов, то есть такими надписями можно украшать тарелки, блюдца, чашки. Тогда поедание супа или каши, а также чаепитие превратится из простого поглощения пищи в творческий процесс. Да и сама посуда будет отличаться от привычных скучных наборов, станет авторской, если ребёнок разукрасит свою кружку или тарелку понравившимися надписями.
Можно украсить надпись дополнительным решением: одинаковые слоги для наглядности разрисовывать одинаковыми цветами. Так ребята попутно будут изучать не только цветовое восприятие, но и родной язык, а именно такой сложный в начальной школе момент при обучении чтению, как деление на слоги.
Думается, что применение подобных текстов может иметь широкие возможности.
В конце статьи приведём наш самый любимый слоговой циклопалиндром из творчества Дмитрия Чирказова:
Позабыв заповедь, попрошу проповедь.
Иван Чудасов.