Четыре фамилии, изначально представлявшие это большое семейство, – валторны (или рога), трубы, тромбоны и тубы – со временем изрядно перемешались и представили потомкам несколько характерных гибридов, которые, с одной стороны, обогатили звучание симфонического оркестра, а с другой – добавили блеска и мелодичности звучанию оркестра военного. …Медные необходимы, когда речь идёт о передаче впечатлений о пространствах любого, даже немыслимого, масштаба... Генератором звука, как и встарь, являются… губы исполнителя.
Из сюжетов старинной живописи и библейских преданий нам известен образ архангела с непременной трубой. Если бы архангел имел возможность выбора, он, несомненно, воспользовался не натуральной трубой, с которой его обычно изображали, а современным инструментом с так называемой вентильной механикой. С её помощью можно извлечь шесть различных звуков при одном положении губ относительно мундштука. Для того чтобы получить доступ к остальным звукам и возможностям инструмента, от архангела, или исполнителя, всё же потребуется безукоризненная техника или амбушюр (фр. embouchure) — способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определённым устройством мундштука. В основном это касается музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук (альтгорн), труба, тромбон и т.д.) и некоторых других...
Натуральная труба (Natural Trumpet)
Каждый из нас хотя бы однажды слышал торжественные фанфары. К сожалению, это то немногое, что ещё исполняется на натуральных трубах. Натуральными эти трубы называют потому, что они не имеют никакой механики – ни вентильной, ни клапанной, а один лишь воздушный канал с характерным раструбом, изготовленный из листа меди, да мундштук.
Некоторые из «предшественниц» натуральной трубы были завезены в Европу участниками крестовых походов со Среднего Востока, другие – мореплавателями и
купцами, совершавшими регулярные каботажные рейсы между Испанией и Северной Африкой.
Это были длинные, и даже очень длинные – многометровые, трубы, которые использовались в церемониальной и военной музыке Востока. Европейские мастера для начала их «распилили», затем составили по-новому, соединив три прямолинейных колена при помощи двух U-образных.
В Германии до XVIII века на трубах играли только члены гильдии трубачей. Это считалось весьма престижным ремеслом; самодеятельность в этой сфере не приветствовалась, а напротив, – жестоко каралась.
За отсутствием вентильной механики натуральная труба могла воспроизводить только ограниченное число нот или гармоник в пределах трёх октав. И вновь навстречу
музыке устремились усилия изобретателей. Так появились кроны – медные трубчатые кольца разнообразной формы (а главное, – длины), переставляя которые музыкант мог изменять длину воздушного
столба, а стало быть, диапазон и тон исполняемых звуков. Все места соединений тщательно смазывались пчелиным воском, дабы исключить утечку воздуха. Изобретение клапанной, а затем и вентильной механики привело к тому, что сменные кроны мало-помалу вошли в состав неизменяемой конструкции инструмента и появилась современная вентильная труба.
Труба (Trumpet)
Инструмент обладает настолько мощным звуком, что, если это зачем-то нужно композитору, с лёгкостью прорезает огромный оркестр с органом и хором в придачу или героически парит над ним, оттеняя самые высокие ступени гармонии.
Но если композитору или артисту потребуется нечто иное, звук трубы может быть приглушённым или довольно тихим, кроме того – чувственным, меланхоличным, искромётным или грустным. Для этой цели могут использоваться сурдины разной формы, либо специальная техника, сочетающая необыкновенно точный амбушюр и распределённое дыхание.
Разумеется, трубачи, как и другие исполнители на медных инструментах, очень заметны в оркестре и на камерной сцене, ведь по чистоте звука медных слушатели достаточно часто судят о качестве работы оркестра. Сколь ни поверхностен этот взгляд, он всё же имеет право на существование.
Эволюция инструмента не прекращалась в течение 3500 лет. Но облик современной вентильной трубы окончательно сформировался только к XX веку. Нагрузка на медную группу, начиная с произведений Малера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, существенно возросла. В XX столетии эта тенденция ещё более утвердилась.
Легендарный американский джазовый музыкант Диззи Гиллеспи (Gillespie) (1917–1993) без преувеличения был самым что ни на есть «современным архангелом» с современной трубой. Он сумел раскрыть и показать миру такие высоты техники, выразительности и колористики в исполнительстве на этом инструменте, которые находятся за гранью сравнительно недавних представлений о его возможностях.
Современная оркестровая труба представляет собой дважды свёрнутую трубку длиной свыше 130 сантиметров (длина инструмента – около 46 сантиметров) с узким цилиндрическим каналом и расширением, переходящим в конический раструб; имеет чашеобразный мундштук и три тиля (вентиля).
Наиболее распространённый инструмент – труба in B с уверенным диапазоном: си малой октавы – до третьей октавы (менее трёх октав). Звуки, входящие в обертоновый ряд, извлекаются передуванием и добавляют к указанному диапазону ещё одну октаву.
Вентили, оснащённые пружинным механизмом, позволяют при нажатии открывать доступ воздуха в боковые ответвления (кроны, боковики), увеличивая тем самым длину воздушного столба, что приводит к понижению тона. Боковики имеют различную длину; самый длинный, понижающий звучание на три полутона, управляется третьим вентилем. Этот боковик снабжён специальным механизмом для подстройки.
Существует также специальное настроечное колено и на основной трубке инструмента. Слегка выдвигая и задвигая его, музыкант добивается требуемой точности строя для работы в ансамбле или оркестре. Настроечное колено снабжено небольшим клапаном для вывода конденсата – естественной влаги, попадающей в инструмент с вдуваемым в него воздухом. В паузах
оркестровые музыканты энергично избавляются от конденсата; не делай они этого – медная группа непременно «забулькает».
Среди родственных трубе видовых инструментов здесь необходимо отметить басовую трубу с нижним звуком D (ре) – почти на октаву ниже, чем у основного инструмента, которую ввёл в оркестр Рихард Вагнер, и трубу пикколо, которой будет уделено особое внимание.
Пикколо труба (Piccolo Trumpet)
Пикколо, или малая труба, – самый маленький медный инструмент. Пикколо обладает одним из самых высоких голосов в оркестре и самым высоким – в своём семействе.
Её предшественники, которым поручалась самая верхняя часть диапазона медных духовых, известны с XIX века, но свой современный облик пикколо обрела только в середине XX. От основного инструмента её отличает четвёртый, дополнительный вентиль, не говоря уже о размерах; длина основной трубки (без учёта боковиков) составляет не более 70 сантиметров.
Диапазон пикколо невелик, около двух октав. Строй – in B , как и у основного инструмента, только на октаву выше.
Лев Залесский.