Наталия Александровна Плигина-Камионская и её супруг Юрий Александрович Рыбчинский в Чистополе гости традиционные. Она – дочь художника (о котором и пойдёт дальше наш рассказ), он – известный московский фотограф. Эта уже немолодая семейная пара периодически приезжает на чистопольскую землю, чтобы посетить могилу своего отца и тестя – художника, который творил в легендарную эпоху Серебряного века – Александра Павловича Плигина.
Но вот в нынешнем году Юрий Александрович приехал без супруги… Спрашиваю: «Почему?». Ответ после недолгого молчания: «Возраст, слабое здоровье и, знаете ли, чувства…». Да, чувства, которые переполняют, рождают воспоминания, заставляют страдать!.. Как это знакомо тем, для кого Чистополь стал «частью биографии», опытом тяжёлых жизненных потерь и испытаний.
В годы Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Союз советских писателей. Мало сказать, что это событие изменило жизнь маленького города – оно стало началом его второй истории, написанной языком поломанных творческих судеб.
И почему-то вспомнилась Цветаева… Её «врождённые раны высоких душ», которые, конечно, не только побуждают к творчеству, но и определяют участь... У Плигина эта «врождённая рана» кровоточила от непредсказуемых поворотов судьбы (слава и забвение, почти одновременная потеря родителей и первой супруги, исход из столицы в провинцию и снова возвращение в столицу). «Чистопольская трагедия» подвела печальный итог его необыкновенной жизни.
…Родился Александр Павлович в 1880 году в крестьянской семье Ярославской губернии, детство и юность прошли в подмосковной Коломне. Природная склонность к рисованию заставила его в двадцатипятилетнем возрасте отправиться в столицу, в центр художественной и культурной жизни страны, – Петербург. Здесь молодому Плигину приходилось усердно работать, зарабатывая себе на кусок хлеба, и учиться. Помимо общеобразовательных частных курсов и самообразования, он посещает вольнослушателем Петербургский университет. В 1907 году Плигин поступает в школу рисования и живописи, где становится учеником и впоследствии коллегой выдающихся живописцев, графиков и театральных художников Льва Бакста и Мстислава Добужинского.
Как любой начинающий художник, Плигин преодолевает многие искусы, сопровождающие период творческих исканий, а с 1912–1914 гг. он уже состоявшийся мастер, работает художником в столичных театрах, участвует в самых громких в ту пору выставках «Мира искусства» и «Бубнового валета». Здесь имя Александра Плигина стоит в одном ряду с именами таких знаменитостей, как Марк Шагал, Пётр Кончаловский, Пабло Пикассо, Анри Матисс…
После стремительного взлёта, многих творческих удач и общественного признания в жизни художника наступает забвение. Удручённый болезнью жены, Плигин в 1917 году переезжает на Украину, где через два года его супруга, Зинаида Тёмкина, умирает от чахотки. В это трагическое для себя время, мучимый одиночеством и отчаянием, Александр Павлович писал: «Крах с живописью и, главное, упадок воли и энергии. Но я борюсь, очень борюсь… Кроме зарисовок ещё ничего не сделал. Трудно было, не могу найти себя. Проклинаю нервы…».
Здесь, на украинской земле, в Харькове, Плигин знакомится с 19-летней Наталией Камионской. Наталия из известной киевской семьи: отец – Оскар Назарович, уважаемый в городе доктор, владелец клиники, дядя – Оскар Исаевич, популярный оперный певец. Между ней и Александром Павловичем завязываются тесные дружеские отношения.
В 1921 году Плигин возвращается в Москву, где продолжает работать художником в Малом театре. В его жизни появился человек, ради которого можно жить дальше! Писать новые картины! Творить и воплощать в искусство свежее дыхание! В это время он создаёт декорации к спектаклям «Ученик дьявола» Бернарда Шоу, «Оливер Кромвель» и «Медвежья свадьба» Анатолия Луначарского.
Спустя немного времени Наталия, получив в Киеве рекомендательное письмо к маршалу В.К. Блюхеру, приезжает в Москву, чтобы продолжить образование. Блюхер организует встречу Наталии с Луначарским, после чего Анатолий Васильевич способствует её зачислению на Искусствоведческий факультет Московского Государственного университета.
Вглядываюсь в фотографию Александра Плигина и Наталии Камионской, сделанную в 1923 году. Взгляд художника умиротворённый и просветлённый, но вместе с тем это взгляд человека много пережившего. Взгляд Наталии юный и целомудренный. 1923 год стал началом их семейной жизни.
Родители невесты были против этого брака: во-первых, значительная разница в возрасте (Александр Павлович старше своей возлюбленной на 20 лет), во-вторых, сама профессия художник?– «несерьёзная», «неустойчивая», «от творческого кризиса до вдохновения», нет стабильного заработка, да и кто измерит величину таланта?..
Однако свадьба состоялась!.. Через десять лет у них родится дочь Наталия. Но пока Александр Павлович полностью поглощён работой. В эти годы он продолжает служить театру: пишет декорации для спектаклей «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Царь Феодор» Алексея Толстого, преподаёт Изобразительное искусство в Школьной коммуне Наркомпроса, создаёт ряд картин (пейзажей и натюрмортов), среди которых и портрет своей жены Наталии Оскаровны Плигиной-Камионской.
1941 год. Великая Отечественная война. Художник Плигин со своей семьёй эвакуирован в Чистополь. Тут перед нами открывается самая трагическая страница жизни художника, очередная «чёрная полоса», завершившаяся катастрофой?– безвременным уходом из жизни.
Так уж получается, что человек живёт в этом мире либо в ущерб самому себе и на пользу обществу, государству, Отечеству; либо наоборот, на выгоду себе и в ущерб окружающим. Мир не идеален! Художник по своей внутренней природе призван к созиданию, к проповеди Любви и красоты, но путь этот настолько тернист и многотруден, что идущий по нему заведомо обречён на страдания. Наверное, поэтому Роден считал, что Художники – самые религиозные люди.
Плигин умён, интеллигентен, скромен, обаятелен и почти нелюдим…
Нам известно, что в Чистополе художник проживал в доме на улице Л. Толстого (к сожалению, здание не сохранилось, оно подверглось сносу в 90-х годах минувшего века). Супруга Александра Павловича была командирована в Казань, где состояла переводчиком у французского писателя?– антифашиста Жана Ришара Блока, оказавшегося в тот период в Советском Союзе. Свои переводы Наталии Оскаровне Камионской, известной переводчице художественной литературы с английского и французского, пришлось на это время отложить. Свою восьмилетнюю дочь Плигины были вынуждены на время определить в школу-интернат. По имеющимся данным, одними из немногих знакомых Плигина в Чистополе были живописец и искусствовед Николай Петрович Сычёв и семья искусствоведа Александра Германовича Шора.
Военное время – период расплаты, оно меняет судьбу каждого человека и всего народа. Эвакуация, голод, одиночество, безысходность – суровые будни войны. Александр Павлович пробует давать уроки по акварели и композиции рисунка для воспитанников школы-интерната, время от времени делает наброски на бумаге… Вся жизнь проходит в муках ожидания?– встречи с женой, окончания войны и перемены положения, ожидания хлебных карточек (в Чистополе карточки выдавались 1 раз в месяц на 400 грамм хлеба в сутки взрослому человеку).
В начале апреля 1943 года неизвестный похищает у Александра Павловича хлебные карточки на весь месячный рацион, что, по сути, обрекало художника на голодную смерть. Зарабатывать на жизнь было нечем. Добавим к этому свойственное Плигину неустойчивое нервное состояние. Отчаявшись, 16 апреля 1943 года Александр Павлович Плигин наложил на себя руки…
Уже в преддверии тысячелетия Крещения Руси, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в чистопольской Казанской церкви был совершён чин заочного отпевания раба Божия Александра. Это был не просто обряд, случилось нечто более великое… Душа художника вновь примирилась с Жизнью, и через открытые врата вечности возвратилась к своему Создателю. А ещё позднее о нём напишет Савва Ямщиков в своей трогательной заметке «Неслучайная встреча». Встреча состоялась! И поистине неслучайная! Миновав молчаливый плен десятилетий, художник словно воскрес в своих картинах. Он?– талантливый представитель «Мира искусства» и «Бубнового валета», участник оформления дягилевских «Русских сезонов» – передаёт нам запечатлённое собою время.
Сегодня 15 произведений Александра Павловича Плигина хранятся в Ярославском Художественном музее, проводившем в 2003 году персональную выставку его работ. Две картины («Дом на берегу моря» и «Белые розы») находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Недавно посетители Третьяковки могли их видеть на постоянно действующей экспозиции «Искусство 20-го века». Значительная часть творений художника утеряна, но при поддержке Ю.А. Рыбчинского и Н.А.?Плигиной-Камионской искусствоведами продолжается их поиск.
Творчеству Плигина присуще нечто животворящее и очищающее, а такое не теряется во времени. Впрочем пусть расскажут сами картины… О человеке, судьбе, искусстве и эпохе…
Николай Бернс.