Войлок

ВОЙЛОК – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЗЕМЛЕ. Культовый материал кочевых народов сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.

Традиционно людьми «войлочной цивилизации» считают скифов, сарматов, тавро-сарматов, амазонок и их потомков: печенегов, половцев, хазар– их так и называли – «люди войлока». Наши контакты с ними привели к довольно широкому распространению этого материала на территории России.

Извечно стремление человека к красоте , поэтому уже в глубокой древности войлоки украшали цветной шерстью: вкатывали узоры, делали аппликации войлоком, тканью, кожей, использовали декоративную стежку, вышивку по войлоку, украшение бисером и ракушками, роспись.

Самым знаменитым являются войлочные ковры и чепраки из Пазырык­ских курганов Горного Алтая (скифы, VI–V вв. до н. э.). Их украшает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Удивительно, что такие цвета были получены из натуральных красителей.

В 1996 году на Харьковщине в селе Верхний Салтов были произведены археологические раскопки 8-10 вв. Среди уникальных находок – войлочная шапка и богато украшенная металлическими аксессуарами войлочно-кожаная обувь сложного покроя.

Славяне в древности научились делать полувойлоки – тканые и потом подвалянные материалы. Это всем известное сукно, из которого шили верхнюю одежду.

Для Руси войлок был достаточно традиционным материалом. Валяными были потники под верховое седло, чепрак и попона для коня. Из войлока делали стельки, прокладки для подметок и предметы интерьера: войлочные подушки, ковры, подстилки для сна, изготавливали мужские шляпы. Особенно этот кустарный промысел был развит в Поволжье и Приуралье. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им даже обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы.

Но самым традиционным и характерным для России валяным предметом считается валенок. Хотя он появился позднее всех, только в 19 веке ( чуть пораньше матрешки), зато завоевал всеобщую любовь и популярность и стал чуть ли ни одним из национальных символов.

Сначала валяные сапоги считались обувью праздничной, особенно ценной. С развитием промысла валенки постепенно становились повседневными. В конце XX в. валенки стали обувью для детей, стариков и деревенских жителей.

Интересна история этого промысла. В начале 20-го века в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок. Работала 41 валяльная фабрика. А также катали и валяли валенки по избам, домашним образом. В некоторых уездах практически все сельское население было занято этим делом всю осень и зиму. Делали на продажу, реализовывали на ярмарках. В этом производстве когда-то было занято около восьмисот тысяч человек, не считая кустарей. Это была целая отрасль промышленности и народного хозяйства.

Каждый район отличался своими валенками и их украшением. Стоила пара валенок в начале 20 века 15 копеек, а поярковые – 2рубля 50 копеек. Как же их делали?

Технология ручного производства была не легкой.

Сначала шерсть разбивали, потом очищали, потом валяли «чулок», стирали его, терли, отбивали, сушили на колодке и затем красили или отбеливали. Для гладкости терли пемзой, а некоторые, наоборот, лохматили.
Если все делать вручную и одному, получается не более одной пары валенок за день работы. Но в те годы работали артелями. Вот как описывает современник этот труд:

«До полусотни девок и баб сидят по периметру комнаты, одна к одной, достают из лубяных коробов вонючую и грязную шерсть, теребят и рвут ее в клочья, бросая растрепу на пол, после чего короба убирают, и женщины топчут босыми ногами вороха шерсти, поднимая их с полу большими охапками и разбрасывая мелкими клочками. В этой тесноте и толчее стоит смрад, жесткая шерсть колет тело.

Далее идет мужская работа. С барабана чесальной машины снимается рыхлый войлок, «вата», поступающая в катальный «цех»: голые мужики, в длинных фартуках почти до пят сидят на высоких столах и босыми ступнями катают неровные валки войлока, утрамбовывая его в шероховатую, но более или менее ровную по плотности массу. Далее идет раскладка (сухая валка) – формирование огромного «чулка», заготовки для будущего валенка. Действия раскладчика напоминают работы раскатки теста, однако с гораздо большими усилиями.

Мокрая валка («стирка») производится после выдерживания заготовок в горячем слабом растворе серной кислоты (сейчас от серной кислоты отказались, найдя более милосердные и экологически оправданные вспомогательные средства). Мужики, занятые в мокрой валке, практически раздеты догола. Обливаясь потом, они непрерывно жучат в пару и чаду эти мокрые формы. Сильно уменьшившиеся в размерах валенки насаживают на четырехсоставные колодки и отправляют на просушку.

Высушенные изделия обрабатывают пемзой, интенсивно натирая ею валенки во всех направлениях. Здесь к работе, наравне с мужчинами, допускаются и женщины. Последнее – обрезка края и маркировка – делается женщинами. К работе также допускаются дети, начиная с десятилетнего возраста, до революции?– подпольно, в 20-е годы?– открыто».

Работа современного художника более привлекательна. Теперь нет необходимости чесать грязную шерсть. Её продают в специальных магазинах, полностью обработанной и покрашенной в яркие цвета. Валять можно из шерсти овец, верблюдов, коз, кроликов. Войлочные ковры, сумки, шарфы валяют мокрым способом, а вот чтобы сделать игрушку или валяную скульптуру, нужно применять и мокрое, и сухое валяние. Сухим называют валяние при помощи специальных игл, сделанных в виде гарпунчиков. Сухое валяние можно назвать валянием только по результату, сам процесс скорее напоминает лепку, только при помощи игл. И это очень увлекательное занятие. Фельцинг– одно из самых модных современных рукоделий. И в то же время им с увлечением занимаются и профессиональные художники.

Работы одного из них – Павла Гаврилова – мы представляем на страницах нашего журнала.

Павлу всегда были интересно создавать забавные образы зверушек. Он долгое время занимался иллюстрацией детских книг. А сейчас воплощает свои идеи в войлоке. Смотрите на сайте www.vvoilok.ru

sq_bl Лия Виснапу.

Оставить комментарий