Фигурные стихи в мире поэзии большая редкость. Так как для их создания требуется не только написание словесного образа, но и параллельно графического, а это требует от автора способностей талантливого рисовальщика, что, естественно, не дано большинству поэтов. Если всмотримся в глубь веков через подзорную трубу памяти, то увидим рисунки Эль Лисицкого, каллиграммы Гийома Аполлинера, железобетонные поэмы Василия Каменского, фигурные стихотворения Симеона Полоцкого, арабскую каллиграфию… Как отмечает в своей прекрасной статье «Фигурные стихи XXI века» Никита Брагин (http://www.stihi.ru/poems/2005/02/19-778.html): «Фигурные стихи, то есть, стихотворения, графическая (или печатная) форма которых изображает некий узор за счёт неровных строк, известны в истории поэзии очень давно, по меньшей мере с эллинистической эпохи (III век до Р.Х.)».
Особенность стихографики Татьяны Манковой заключается в том, что она, помимо филигранного владения словом и буквой, решается использовать и такие, казалось бы, «лишние» элементы текста, как запятые, точки, скобки (круглые, угловые, квадратные), слешы и многие другие пунктуационные и даже непунктуационные знаки. Обратим также внимание на то, что её произведения не перегружены визуальным рядом и составляют органичное целое. Хотелось бы отметить, что изобразительная часть работ Манковой отличается сложностью и разнообразием композиций, удачно вторит ритму стихов, что подчеркивает их выразительность.
И, что очень важно, стихографические композиции Татьяны представляют собой высокопоэтичные стихи со всеми им присущими элементами: хорошей рифмой, оригинальной образностью, художественной новизной.
Желающим более подробно ознакомиться с теорией стиографики можем посоветовать замечательную статью Нэйл «Визуализируй это! (Художества в стихах)».
А сейчас давайте познакомимся с удивительным миром стихографики Татьяны Манковой.
Иван Чудасов.