Стиль в музыке

БАРОККО

Стиль и эпоха – два взаимосвязанных понятия. Каждый стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался. Важнейшие стилевые направления появлялись, существовали и исчезали в исторической последовательности. В каждом из них ярко проявлялись общие художественно-образные принципы, средства выразительности, творческие методы.
В ближайших номерах мы расскажем вам о проявлении в музыке стилей барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма.

Эпоха барокко – один из наиболее интересных периодов в истории мировой культуры. Она поражает своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и в то же время гармонией, цельностью, единством. Термин БАРОККО означает «вычурный», «осложненный», «замысловатый», «беспокойный».

Этот стиль появился в конце 16 столетия как результат развития идей Ренессанса и продолжил свое существование до середины 18 века. С одной стороны стиль барокко был связан с дворянско-церковной культурой и был призван прославлять могущество знати и церкви, поэтому он тяготел к парадной торжественности, нарядности, сложности и избыточности. С другой стороны – перед нами сложный душевный мир человека, который переживает разнообразные драматические события, отличающийся повышенной эмоциональностью, иррациональностью, яркой контрастностью. Это было время беспощадных войн в Европе, изменивших уклад жизни целых городов и народов, оно нашло отражение в новом стиле.

Родина барокко – Италия, но его течение оказалось таким мощным, что захватило всю Европу и докатилось до самой России. Самым ярким его проявлением на русской земле стало строительство Петербурга. Этот стиль проник во все области деятельности человека: живопись, архитектура, скульптура, музыка, одежда, мебель, прически, украшения….

Эпоха барокко подарила миру таких живописцев как Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Эль Греко, Франческо Сурбаран, Хосе Рибера, Диего Веласкез, Рембрандт, НиколаПуссен, Жорж де Латур, Франс Хальс, Ян Вермейер. Перечисленные имена не требует комментариев.

Архитектура этого стиля выделяется мощным пространственным размахом, преувеличенной пышностью декора: лепные украшения, росписи плафонов, развевающиеся одежды и театрально – эффектные позы статуй. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно. (Лоренцо Бернини)

Произведения литературы этого периода отличались сложностью формы и трудностью для понимания. Широко использовались символы и аллегории. Поэты барокко уделяли большое внимание графической форме стиха, создавая «фигурные» стихотворения, строки которых образовывали рисунок сердца, звезды. В одном и том же сочинении контрастно сочетались непосредственное описание событий и их аллегорическое изображение.

Особого внимания заслуживает музыкальное искусство эпохи барокко. Яркие признаки этого стиля проявились в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими видами искусства. Барокко было отмечено развитием оперы – в театре, кантат и ораторий – в церкви, а также разнообразных форм концертной музыки, начиная с камерной для одного или двух инструментов и заканчивая оркестровыми произведениями. Черты преувеличенности, избыточности появились в хоровых сочинениях венецианских и нидерландских композиторов конца 16 века. В опере 17 века вокальным партиям были свойственны многочисленные колоратурные украшения. В Италии быстро развивались жанры инструментальной и оркестровой музыки. Одной из причин этого было высокое качество струнных инструментов. В 18 веке самым популярным жанром оказался концерт. Этим словом тогда называли оркестровое произведение, которое содержало некоторый элемент соревнования, то есть контраста. Затем сформировался жанр большого концерта или Кончерто гроссо, его разработали итальянские композиторы.
Высшим выражением стиля барокко считают музыку И.С.Баха и его современников Г.Ф.Генделя, А.Вивальди.

Клавирные сочинения Баха отличаются энергичным, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Он работал во всех жанрах кроме оперы, но центральное место в его творчестве занимает органная музыка. Орган был любимым инструментом композитора. Он поражал слушателей не только мощным звучанием, но и колоссальными размерами, богатым декоративным убранством. Знаменитые произведения Баха: «Токката и фуга» ре минор, «Пассакалия» до минор – значительны и глубоки по содержанию. А «Месса» си минор и «Страсти» – далеко вышли за рамки церковной службы. Это монументальные произведения концертного характера. В них участвуют солисты, хор, оркестр, орган.

Грандиозные оратории Генделя удивляют мощью хорового и оркестрового звучания, а его блестящие праздничные органные концерты являются музыкальной аналогией нарядной пышности скульптур. Поистине царское великолепие музыки, написанной к торжественным событиям, мы слышим в его сюитах «Музыка на воде» и «Музыка для королевских фейерверков».
Концерты Вивальди (а их почти 500) стали новой вехой в истории оркестровой музыки. Это подлинные диалоги между солирующими инструментами и оркестром, в них звучит гордый, величественный пафос.

Барокко – чарующая эпоха европейского искусства, чрезвычайно насыщенная и полнокровная. Четыре столетия она живёт в нашем сознании и не устаревает.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий