zm2

Стиль в музыке. Романтизм

РОМАНТИЗМ
Художественное направление романтизм возникло в Европейской и Американской культуре в конце XVIII – первой половине XIX века как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, естественность, искренность и раскованность, повышенное внимание к индивидуальным чертам человека. Романтики отвергали классическую строгость и сдержанность. Им на смену пришли очень сильные эмоции, интуиция, одухотворенность, творческая фантазия.
Появлению стиля предшествовали важные исторические события: французская революция и наполеоновские войны. Это были мрачные годы, и казалось, что рухнули все надежды, всё, о чем мечтали передовые просветители XVIII века. Однако XIX век отмечен подъемом освободительного движения в Германии, Италии, Чехии, Испании. Отсюда большой интерес романтиков к национальному прошлому каждой страны: легендам, обрядам, сказкам, обычаям, песням. Красота народного искусства была первая из «вечных ценностей», открытых романтиками. До них никто так последовательно не обращался к фольклору. Вторая ценность – мир человеческой души, неповторимость каждой отдельной личности, разнообразие тончайших оттенков чувств, которые не всегда можно выразить словами. Кто же он – герой романтиков? Это человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир. Он отвергает законы, по которым живут другие, поэтому всегда поставлен выше окружающих.

Повышенный интерес к человеку, его душевному миру способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров в литературе. Стиль романтизм выдвинул великих национальных поэтов: Гейна – в Германии, Байрона – в Англии, Гюго – во Франции. Красочно передавали колорит исторические романы В.Скотта и А.Дюма. Этот период отмечен расцветом художественного перевода. В России блестящим мастером стихотворного перевода был В.А.Жуковский, который сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического творчества.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике. Художники утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, силу и насыщенность цвета, живописную динамику, контрасты света и цвета. Для них были характерны исторические темы, пейзажы, обостренный интерес к личности (У.Тёрнер, Т.Жерико, Э.Делакруа, О.Кипренский, К.Брюллов).

Могучего расцвета достигает музыкальное творчество и исполнительское мастерство. Яркими признаками романтической музыки являются: частая смена настроений (мажор, минор) свободная форма построения музыкальных сочинений, программность, интерес к национальной культуре, обращение к жанрам, связанным с литературой.

В творчестве австрийского композитора Франца Шуберта отводится песне. Их у него около 600. Свои песни Шуберт объединял в циклы, создавая разнообразную музыкальную повесть, насыщенную контрастными образами и настроениями. Наиболее известные его сочинения «Серенада», «Аве Мария», «Лесной царь», «Гретхен за прялкой», вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» принадлежат к великим творениям музыкального искусства.

В след за Шубертом мастером немецкой лирической песни становится Роберт Шуман. Среди его лучших песенных циклов – «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Эти произведения были настоящим открытием в сфере музыкальной психологической лирики. Шуман вошел в историю музыки и как мастер музыкального «портрета», музыкального «рассказа» («фортепианный цикл Карнавал»), и как издатель, редактор и автор статей своего «Нового музыкального журнала». Композитор много писал программной музыки. Он считал, что название произведений должны дать толчок воображению слушателей. Известная пьеса «Порыв» может служить эпиграфом ко всему его творчеству, проникнутому стремлением к простору и свету.

Слова восхищения высказывал Шуман в адрес польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Его фраза: «Шапки долой господа, перед Вами гений!» – стала знаменитой. Сочинения Шопена насквозь пронизаны славянским интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. Видное место в творчестве композитора занимают национальные танцы: задорные крестьянские, блестящие бальные, поэтические нежные мазурки и взволнованные, приподнятые как поэма полонезы. Шопена называют «певцом фортепиано», потому что все его произведения написаны для этого инструмента. Любимый вид романтической фортепианной лирики – ноктюрн («ночная пьеса»), неповторимо своеобразны прелюдии и вальсы.

Шопен является первым создателем инструментальной баллады, а в месте с венгерским композитором Листом – основателем нового вида фортепианной музыки – концертного этюда. Полные жизненной силы и красоты творения композитора звучат как олицетворение любви к Родине и свободе. Ни один пианист мира не может пройти мимо его сочинений, которые остаются мерилом музыкального и художественного вкуса.
Ярким представителем романтизма в музыке является крупнейший композитор, гениальный пианист, дирижёр, музыкально – общественный деятель, гордость венгерского народа Ференц Лист. Главное место в его творчестве отводится фортепианной и симфонической музыке. Сочинениям Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Он стремился передать зримые образы – то, что возбуждало творческую фантазию при общении с природой, знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, литературы. Это запечатлевалось в его программных пьесах. Наибольшую известность приобрёл цикл «Годы странствий». Лирическое «Обручение» по картине Рафаэля контрастирует суровым «Мыслителем» по скульптуре Микеланджело.

Полные глубокого страстного чувства «Три сонета Петрарки». На ярких контрастах песенных плясовых напевах написаны « Венгерские рапсодии». Замечательный памятник программной музыки составляют 12 симфонических поэм. Лист – пианист-новатор. Он значительно расширил выразительные возможности и технику фортепианной игры, доказав, что инструмент может быть таким же полнозвучным, как оркестр.
Итальянский композитор Джузеппе Верди писал музыку в самых различных жанрах, но больше всего его влекла опера. Сюжеты брал из Библии, истории, романтических драм Гюго и Шиллера. В центре внимания композитора оказывается личность человека, его внутренний мир. Лучшие оперы Верди: «Реголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Дон Карлос» идут на оперных сценах всего мира, привлекая множество зрителей. Исключительная популярность творчества композитора объясняется глубокой народностью, связью с национальной культурой, высоким гуманизмом и необычайным мелодическим богатством.
Яркая фигура в музыкальном мире – немецкий композитор Рихард Вагнер. Это целая эпоха в музыкальном искусстве. Его творчество связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, немецкого народного – поэтического и народно-музыкального творчества. Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом, дирижером, музыкальным критиком и публицистом, реформатором оперного искусства. Ему принадлежат тринадцать опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Источником его сюжетов был немецкий эпос: легенды об обречённые на вечные скитания «Летучем голландце», о певце-бунтаре Танцгейзере, о легендарном рыцаре Лоэнгрине. Эти яркие персонажи стали героями опер Вагнера. Проблемы человечества: рождение и смерть, любовь и борьба, молодость и старость, страх и смелость композитор отразил в грандиозном цикле, состоящим из четырёх опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») под общем названием «Кольцо нибелунга». Рихард Вагнер – последний крупнейший романтик XIX века.

Много интересного и художественно ценного создали зарубежные композиторы эпохи романтизма. Их музыка – великое сокровище мировой культуры. Она волнует миллионы слушателей, увлекает своей мужественной силой, искренностью и теплотой мелодического высказывания, глубиной выраженных в ней чувств.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий