Москва, 1893 год. Девятнадцатилетний Сергей Рахманинов, окончивший в предыдущем году с Большой золотой медалью Московскую консерваторию как пианист и композитор, исполняет в концерте свои пьесы-фантазии для фортепиано. Маленькими шедеврами назовёт их один из присутствующих в зале музыкальных критиков. Эти пять пьес – «Элегию», прелюдию до-диез минор (впоследствии её будет знать весь мир), «Мелодию», «Полишинеля» и сере-наду – молодой автор посвятил своему учителю, профессору Московской консерватории А.С. Аренскому.
Известный в России конца XIX – начала XX веков композитор Антон (Антоний) Степанович Аренский родился в Новгороде 30 июля (12 августа по новому стилю) 1861 года. Своего третье-го ребёнка родители назвали в честь Антония Римлянина – одного из самых почитаемых новгородских святых.
Мать будущего композитора, Надежда Антиповна Аренская (урождённая Потехина), была хорошей пианисткой, не выступавшей публично лишь по застенчивости. Как это было принято в дворянских семьях, она сосредоточилась на воспитании и обучении своих четверых детей?– Марии, Григория, Антона и Ксении. Этому благоприятствовало её основательное институтское образование и происхождение из литературно-театральной семьи. Один из братьев Надежды Антиповны, Алексей Потехин, был известным в конце позапрошлого века драматургом и писателем-беллетристом, удостоенным в 1900 году звания почётного члена Академии наук по разряду изящной словесности. Другой брат, Николай, также был драматургом, театральным критиком, режиссёром и актёром. Естественно, что дети Аренских много читали, охотно рисовали, участвовали в домашних спектаклях, писали стихи и рассказы, были свидетелями частых музыкальных вечеров, проводившихся в доме родителей. Находила время Надежда Антиповна и для общественной работы – она была одной из директрис Новгородского благотворительного комитета помощи заключённым, возглавляемого женой новгородского губернатора.
Большое внимание в семье Аренских уделялось музыкальному воспитанию (им также руководила Надежда Антиповна). Из всех детей способностями к музыке выделялись старшая сестра Маша (у неё был прекрасный голос) и, в особенности, Антоша. Присутствуя в комнате во время уроков игры на рояле, которые мама давала старшим детям?– Марии и Григорию, мальчик, занятый своими детскими играми, незаметно для себя осваивал на слух несложный фортепианный репертуар. А слух и память у него были изумительными! Когда ему исполнилось семь лет, мама стала за-ниматься музыкой и с ним. Буквально за один год Антоша сделал такие успехи, что принял участие в публичном концерте. Его первое выступление состоялось в зале новгородского Дворянского соб-рания, где мальчик аккомпанировал отцу, игравшему на виолончели неизвестную нам серенаду.
Когда Антону исполнилось девять лет, он сочинил несколько маленьких пьесок, среди которых, по воспоминаниям близких, был и «прехорошенький романс». Тогда же юный композитор пишет квартет для фортепиано, скрипки, флейты и виолончели – именно такой состав инструментов он слышал на музыкальных вечерах в родительском доме. А через год Антон, который к тому времени стал учеником Новгородской мужской гимназии, создал для концерта гимназистов хоровую песню.
О детских годах Антоши, проведённых в Новгороде, мы знаем из письма его отца, Степана Матвеевича. Письмо было написано в январе 1883 года. В это время Антон, уже окончивший с золотой медалью Петербургскую консерваторию, преподает в Московской консерватории. Тогда же состоялась и премьера его первого самостоятельного крупного произведения – симфонии № 1, которую он посвятил Степану Матвеевичу. Посвящение отцу – свидетельство теплых взаимоотношений в семье Аренских и той роли, которую Степан Матвеевич сыграл в судьбе своего талантливого сына.
С 1853 года Степан Матвеевич работал старшим врачом Новгородской городской управы, а позже – врачом и преподавателем медицины в Новгородской духовной семинарии, врачом в Кол-мовской больнице для душевнобольных и директором Николаевского детского приюта. На протяжении девятнадцати лет жизни в Новгороде были у него и другие обязанности – в том числе общественные, к исполнению которых он относился очень добросовестно. Как высококвалифицированный врач и чрезвычайно отзывчивый человек Степан Матвеевич пользовался большим уважением среди пациентов и коллег. Его плодотворная деятельность в Новгороде была отмечена орденами святого Станислава второй степени и святой Анны второй степени. Богатый врачебный опыт Аренского-старшего нашёл отражение в книге «Домашние лечебные средства», изданной в Петербурге уже после смерти автора.
Отдых от напряжённой работы Степан Матвеевич находил в семье и любительском музицировании. Он играл на виолончели, скрипке, флейте и фисгармонии и был непременным участником всех домашних музыкальных вечеров. Обладая композиторским дарованием, он, по-видимому, поощрял и творческие опыты Антона.
Сын оправдал заботы отца: А.С. Аренский – автор большого количества музыкальных произведений разных жанров, от мелодекламаций до опер и симфоний. Но главное место в его творчестве занимала инструментальная музыка (трио, квартеты, квинтет, фортепианные дуэты, а кроме них – пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели). Сочинял он и романсы. Всё это было отражением музыкальных впечатлений его новгородского детства, наполненного музыкой русских композиторов, а также Баха, Бетховена, Шопена, Шумана. В одном из ранних романсов Антона, сочинённом на слова Н.П. Огарёва и посвящённом сестре Марии, содержится попытка передать момент зарождения музыки в душе её творца:
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.
Музыка Аренского прошла испытание временем. Многие сочинения нашего земляка и сегодня впечатляют своей изысканностью, поэтичностью, стройностью и тонким вкусом.
Антон Степанович Аренский был не только замечательным композитором, но и пианистом, дирижёром, музыкально-общественным деятелем. Преподавая в Московской консерватории, он воспитал целую плеяду талантливых русских музыкантов (в их числе – ещё один наш земляк Сергей Рахманинов). Работа Аренского в Петербурге в должности управляющего Придворной певческой капеллой была отмечена высокими наградами.
Мы же, потомки, благодарны ему за преданное служение искусству, воплотившееся в его произведениях и в словах из письма к жене Елизавете Владимировне: «…люблю музыку и желаю сделать для неё то, что смогу, что в моих силах».
Идея Демидова, Татьяна Берфорд.