zm2-640x360

Русская опера

Русская оперная школа – наряду с итальянской, немецкой, французской – имеет общемировое значение. Одна из самых популярных опер на мировой сцене – «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, часто ставится «Пиковая дама» П.И.Чайковского; большой известностью пользуется «Князь Игорь» А.П.Бородина; из 15 опер Н.А.Римского-Корсакова регулярно появляется «Золотой петушок». Среди опер 20 в. наиболее репертуарны «Огненный ангел» С.С.Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.Шостаковича. Разумеется, это никак не исчерпывает богатства национальной оперной школы.

Опера была одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской почве. Уже в 1730-е годы была создана придворная итальянская опера, для которой писали музыканты-иностранцы, работавшие в России во второй половине века. Появляются публичные оперные представления; оперы ставятся также в крепостных театрах. Первой русской оперой считается «Мельник?– колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского. Попытки создать русскую оперу относятся к 18 веку. Талантливые композиторы М. Матинский, Д. Бортнянский, Е. Фомин, А. Верстовский каждый по-своему старались решить эту задачу.

В следующем столетии популярность в России оперного жанра еще более возрастает. Опера была вершиной устремлений русских композиторов 19 в., и даже те из них, кто не оставил ни одного сочинения в этом жанре (например, М.А.Балакирев, А.К.Лядов), в течение долгих лет обдумывали те или иные оперные проекты. Опера, как заметил Чайковский, была жанром, который давал возможность «говорить языком масс»; опера позволяла художественно освещать крупные исторические, психологические и прочие проблемы, занимавшие умы русских людей в 19 в.; наконец, в молодой профессиональной культуре имелось сильное тяготение к жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись.
Основоположником русской оперной школы, глубоко национальной, народной, патриотической, является М. Глинка. 1836 год ознаменован важнейшим музыкальным событием: постановкой оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Композитор взял в основу сюжета эпизод, связанный с одной из самых драматических страниц русской истории, когда решалась судьба народа. Во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, крестьянин Иван Сусанин завел вражеский отряд в глухой лес и там погубил врагов ценой своей жизни. Впервые на русской сцене появился образ человека из народа в качестве главного героя.
Выдающийся мелодический дар Глинки, близость его мелодики к русской песне, простота характеристики героев, а главное – обращение к героико-патриотическому сюжету позволили композитору создать произведение большой художественной правды и силы.

По-иному раскрылся гений Глинки в опере-сказке «Руслан и Людмила». Это сочинение он посвятил памяти А. Пушкина. В нем композитор сочетает героическое начало (образ Руслана), фантастическое (царство Черномора) и комическое (образ Фарлафа). В опере ярко показаны герои, их характеры, чувства, каждому дается законченный музыкальный портрет. Вслед за Глинкой появилась целая плеяда крупнейших оперных композиторов, которые принесли русской опере всемирную славу.

Младшим современником Глинки, его другом и последователем был А. Даргомыжский. Композитора привлекали социальные проблемы русской жизни его времени, образы простых людей. Он был наблюдательным художником, чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях. Одно из важнейших произведений Даргомыжского – опера «Русалка» на сюжет драмы А. Пушкина. В ней композитор создал новый жанр русской оперы – психологическая драма из народной жизни. Сочинение отличается редкой художественной цельностью и лаконичностью. Герои оперы – крестьянская девушка Наташа, ее отец Мельник, безвольный Князь, бросивший любящую девушку – это живые многогранные характеры. Последнее произведение Даргомыжского – опера «Каменный гость» (не завершена) – написано на текст пушкинской «Маленькой трагедии». Композитор стремился к воспроизведению в музыке интонации человеческой речи, которая убедительно и ярко передает богатую и сложную гамму чувств, свойственную героям А. Пушкина. Мелодический речитатив – это главный вклад Даргомыжского в разработку музыкального языка оперного искусства.

Творческие принципы Глинки и Даргомыжского разделяли молодые русские композиторы: М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. «Народной музыкальной драмой» назвал свою оперу «Борис Годунов» Мусоргский. В ней представлена обширная галерея социальных типов от царя до Юродивого, и для всех у композитора хватает индивидуальных, свежих красок. «Борис Годунов» – это первая опера-размышление, где автор не предлагает готовых ответов, а ищет их. Живая история России – опера «Хованщина». Здесь Мусоргский правдив, конкретен, стремится точно воссоздать колорит эпохи реформ Петра I.

Красоту и величие человеческого духа утверждал своей музыкой Бородин. Его опера «Князь Игорь» написана на сюжет гениального литературного памятника 12 века «Слово о полку Игореве». Это в полном смысле патриотическая опера. Ее центральные герои – Игорь, Ярославна?– образы на редкость цельных и сильных людей, вырастающие в символы великой русской земли.
Оперное творчество Римского-Корсакова наиболее многочисленное и разнообразное. Его очень интересовала история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. К этому времени относится действие опер «Псковитянка» и «Царская невеста». Нравились композитору и повести Н. Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Так появились «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством».

Римского-Корсакова называют музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке. Из 15 опер, написанных им, более половины– оперы-былины, оперы-легенды, оперы-сказки. Одним из любимых произведений была опера «Снегурочка» по сказке А. Островского. В ней много народных песен, плясовых напевов и даже птичьих попевок. В опере-былине «Садко» показаны сцены из жизни Великого Новгорода, они отличаются эпическим размахом. Используется былинный напев и речитатив. Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии» воспевает мужественную непреклонность русского народа в борьбе с татарами. В поздних операх «Кощей бессмертный» и «Золотой петушок»
в иносказательной форме выражается отношение композитора к самодержавию.

Ярчайшие страницы вписаны в историю музыкального театра П.И. Чайковским. Композитор неоднократно высказывал особое пристрастие к опере как наиболее массовому жанру: «Именно опера сближает нас с людьми, роднит музыку с публикой и делает ее достоянием всего народа». Свой путь в оперном искусстве он начал с произведений на исторический сюжет: «Опричник», «Орлеанская дева», «Мазепа». Параллельно создает оперу лирико-комедийного плана – кузнец Вакула и романтического?– «Чародейка». Повесть Н.В. Гоголя легла в основу оперы «Черевички». Однако вершиной оперного творчества не только для самого композитора, но и для всей русской оперы 19 века стали два его шедевра – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по произведениям А.С. Пушкина. Они остаются непревзойденными в постижении русского характера, манеры общения, образа жизни, выраженных в музыке особой эмоциональной взволнованности и тонкой поэтичности.

Романтическая опера в России не получила большого развития. Значительными сочинениями являются лишь «Демон» А. Рубинштейна и «Алеко» С. Рахманинова.
Юношеская опера Рахманинова «Алеко» является экзаменационной работой. В основе сюжета пушкинские «Цыганы». Дипломное сочинение девятнадцатилетнего композитора оказалось зрелым и законченным произведением.

Обширна панорама современной оперы. Удивительно чувствовал возможности оперного театра С. Прокофьев. Он и мастер исторических картин в «Войне и мире», и тонкий психолог в «Игроке» (по Ф. Достоевскому), и веселый сказочник в «Любви к трем апельсинам» (по пьесе Г.Гоцци). Музыка Прокофьева, непривычная при первом знакомстве, оказывается неисчерпаемой по богатству мелодических оборотов, по глубине мысли, она динамична, насыщена эмоциями.

Оригинальной можно назвать оперу Д. Шостаковича «Нос». На едином дыхании разворачивается в музыке «невероятное происшествие» с носом майора Ковалева. Новые средства выразительности композитор использует в опере «Катерина Измайлова». Со всей хлесткостью и мощью гротеска, едкостью и обличительной силой он рисует «болотный мир» Мценского уезда.

Редкостный мелодический дар проявился в оперных сочинениях Д. Кобалевского. Они строги и ясны, покоряют неожиданными контрастами, драматически острыми ритмами, разнообразием оркестровых красок. Тему Великой Отечественной войны композитор воспевает в опере «Семья Тараса» (по мотивам повести Б. Горбатова «Непокоренные»). Опера «Сестры» посвящена молодежи, музыка носит светлый, радостный характер. Одно из наиболее известных произведений?– опера «Кола Брюньон» (по повести французского писателя Ромена Роллана). Это рассказ о судьбе художника.

Значительные достижения в оперном жанре принадлежат И. Дзержинскому, Т. Хренникову, Ю. Шапорину, В. Шебалину, Р. Щедрину, А. Петрову и другим композиторам.

В последние годы у молодежного зрителя вызывают интерес «рок-оперы». Первая из них появилась в 1976 году. Музыку написал А. Журбин, а поставлена она была вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары».

Название оперы глубоко символично?– «Орфей и Эвридика». Сами создатели определяют свое творение как зонг-оперу, т.е. песенную.
Другая рок-опера называлась «Песнь о доле». Это притча на стихи Янки Купалы. Постановку осуществил ансамбль «Песняры» на музыку ее руководителя В. Мулявина. «Песняры» сохранили верность народной песне родной Белоруссии, но обработка и инструментовка сугубо современны. Это рождает тесную связь прошлого с современностью.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий