В этом номере педагогические советы раздают: Софья Климова, Школа искусств пос. Тымовское о. Сахалин и Николай Локотьков, Творческая мастерская г. Старая Русса
Оригинальные бусы своими руками
Это задание будет интересно не только малышам, приобщающимся к работе с глиной, но и ребятам старшего возраста, имеющим достаточный опыт работы.
Задача: сделать бусы из неповторяющихся бусинок. Показываем наши варианты, но вам придется задуматься и о своих. Эта работа потребует от исполнителей незаурядного терпения и фантазии. Зато результат будет восхитительным.
Теперь несколько практических советов. Делая бусинки вы столкнетесь с проблемой, как их обжечь, что бы украшения ни спеклись из-за глазури в печке? Решение очень простое.
Необходимо бусинки нанизать на длинную металлическую спицу, помещающуюся в печке, во-вторых, спицу уложить на специальную подставочку которую легко изготовить самому из глины, руководствуясь рисунком, который мы прилагаем.
Подставок должно быть несколько, дабы при обжиге устанавливать друг на друга, для более рационального использования пространства печки и её мощности.
Желаем удачи!
Николай Локотьков.
КАК МЫ РИСОВАЛИ МОЛОКОМ
Мои 4-классники в этом учебном году должны были, среди прочих, выполнить два задания: сделать портрет с натуры с придуманным фоном, а также опробовать технику « молоко». Мы решили убить двух зайцев и творческое задание «портрет-образ» выполнить в не менее творческой и свободной технике «молоко». Нами эта техника давно опробована и любима. Она привлекательна для детей. Делаем мы такие задания не от нехватки художественных материалов, а оттого, что, как любители экспериментов и творческой свободы, любим много пробовать, пытаемся делать из ничего нечто эффектное. Конечно, мы, педагоги, рассказываем ребятам о революционерах в застенках лепящих из хлеба чернильницы и пишущих секретную информацию молоком, о красоте техники, в которой присутствует эффект старинной рукописи, налет таинственности и древности. Ребятам интересно и полезно узнать, что, имея в наличии всего-то немного молока, воображение и какое-либо устройство для нагревания рисунка (свеча, утюг, плита), можно делать очень живые работы.
Итак, как это было. В группе 9-10 летних художников позировали поочередно 2 девочки (чтобы и натурщица могла выполнить задание), задрапированные в белую ткань. Сначала исполнили с натуры линейный рисунок фигуры, складок, с небольшой проработкой лица. Затем в течение одного занятия ребята должны были предложить свои идеи по разработке образа незнакомки и пространства вокруг нее.
Затем кисточкой прописали молоком все, что должно было приобрести разные оттенки коричневого, а то, что должно было быть белым, оставили нетронутым. Предварительно немного потренировались на небольших кусочках ватмана над горящей свечей, чтобы понять, как добиться разных оттенков. Пришли к выводу, что большее количество слоев молока дает более темный оттенок. Опыт подсказал, что от свечи надо отказаться, т.к. детям трудно водить большой лист (А2) над свечкой: устают руки, и трудно контролировать процесс прокаливания. Остановились мы на утюге. Не обошлось без эксцессов. На стол постелили синтетическую ткань, на нее лицевой стороной работу и прогладили хорошо разогретым утюгом. В итоге ткань расплавилась, прилипла к работе, и мы чуть ее не потеряли. В дальнейшем под работу стали подкладывать несколько слоев мягкой бумаги.
Следующий этап: подкраска работы акварелью. Нужно было продумать колорит, так, чтобы цвета сочетались с коричневыми оттенками прокаленного молока. Здесь важно не перегрузить работу цветом, достаточно поддержать акварелью лучшие качества этой редкой техники. Можно было бы обойтись вообще без акварели, т.к некоторые ребята слишком увлеклись раскраской. В общем, учились на своих ошибках. К концу работы почти привыкли к запаху горелого молока, который вызывал у всех нас разные ассоциации: от запаха петушков-леденцов до запаха сгоревшего леса. Рабочий процесс дополнялся чтением рассказов О Генри, может это и не по теме, но настроение поддерживало здорово.
P.S.Просьба к юным читателям, если вы будете все это пробовать сами, пожалуйста, не устройте пожар, экспериментируйте в присутствии взрослых, иначе в рубрику «Педсоветы» нас больше не пригласят.
Софья Климова.