Опера

Слово «опера» (итал. opera означает буквально – труд, дело, сочинение) возникло около 1605 года и вытеснило предшествующие название этого жанра: «драма через музыку», «трагедия через музыку», «мелодрама»». Опера как форма драматического музыкального произведения, в котором пение заменило сценические разговоры и монологи, появилась «под занавес» Ренессанса – в конце XVI века во Флоренции. Специфической чертой оперы были лирические монологи и хоровое пение, восходившие к традициям классической греческой драмы, но музыкальное сопровождение театрального действия теперь выходило на первый план. Декламация стала музыкальной. Итальянская опера оказалась настолько популярной, отвечающей вкусам самой разнообразной публики, что в 1637 году открылся первый общественный оперный театр в Венеции. Это поветрие быстро распространилось по всей Италии, а затем достигло Парижа, Вены и Гамбурга. Одним из первых оперных композиторов был Якопо Пери (1561-1633), автор «Эвридики» (1600).

Среди первых образцов оперы три были написаны на один и тот же сюжет: в их основе лежал миф об Орфее и Эвридике. Этот миф уносит нас во времена Древней Греции: в святилищах Аполлона, во время весеннего равноденствия, праздновались мистерии Диониса. Они сопровождались тем драматическим действием, которое спустя века воплотится на оперной сцене: звучали лиры, курились благовония в храмовых треножниках, и возникало видение – Бог возвращается из страны гиперборейской на колеснице, влекомой лебединой стаей. И великая жрица в одеждах Музы, увенчанная лаврами и священной повязкой на челе, начинала петь гимн, посвященный рождению Орфея, сыну бога Красоты. Душа Орфея, создателя бессмертных мелодий, поднявшись к небесам, витала в звездном наряде среди светил необъятной Вселенной. Мистическое пение дельфийской жрицы зачаровывало и гипнотизировало толпу непосвященных.

Так возник симбиоз синтетического жанра оперы, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (танцы, балет).
К концу 17 века опера разделилась на два самостоятельных русла: оперу серьезную – опера-сериа - и оперу комическую – опера-буффа. Оперу-сериа отличали мифологические и исторические сюжеты. В ней обычно изображались батальные сцены, необыкновенные превращения мифических героев. А сами герои – боги, императоры, полководцы – вели себя таким образом, что весь спектакль оставлял у зрителей ощущение: они являются свидетелями чрезвычайно важных событий. Оперные персонажи поражали своей храбростью, достоинством и величием. Постановки отличались пышностью, торжественной приподнятостью. В этом жанре работал Алессандро Скарлатти (1660-1725) – автор 115 опер.

Истоками оперы-буффа были шуточные интермедии (лат. intermedia – находящееся посередине). Они разыгрывались в антрактах между актами спектакля. И как-то само собой получилось, что из этих интермедий возникла комическая опера.
Героями оперы-буффа были персонажи, которые существовали в реальной, обыденной жизни. Это - рыночные торговцы, кокетливые служанки, рыбаки, гондольеры. Смеясь и дурачась, они ловко обводили вокруг пальца своих господ. Опера-буфа отличалась живостью, импровизационностью, была ближе к современности, чем опера-сериа. Она развивалась настолько стремительно, что вскоре заметно потеснила оперу-сериа и стала пользоваться особой любовью во всех европейских странах. Появились разновидности национальной комической оперы: во Франции – опера-комик, в Англии – балладная опера, в Германии Австрии – зингшпиль («игра с пением»). Каждая из этих школ выдвинула замечательных представителей комедийного оперного жанра: в Италии – Перголези и Пиччини, во Франции – Гретри и Руссо, в Австрии – Диттерсдорф, Гайдн, Моцарт. Опера Моцарта «Похищение из сераля» считается первой классической национальной оперой.

Но великий Моцарт владел всеми разновидностями оперного жанра. Особое место в истории оперного искусства занимают его «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта». В них композитор соединил воедино комическое и лирическое, низкое и возвышенное, фантастическое и реальное. Моцартовские творения показали, что опера может и должна быть подлинным искусством.

Классической оперой признана «Орфей и Эвридика» австрийского композитора Кристофа Глюка (1714-1787). Миф о легендарном античном певце привлек композитора своей человечностью и благородством. Творческой программой Глюка было три великих принципа – простота, правда и естественность. В своем творчестве он осуществил новые идеи и положил начало оперной реформе.

Особенно плодотворно развивается опера в начале 19 столетия. В это время быстрыми темпами шло развитие науки, художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Войны, революции, изменение социальных отношений – все эти проблемы нашли отражение и в оперной тематике. Теперь опера зовет на борьбу, бичует пороки общества. На оперном горизонте восходят новые имена.

Отзвуки героической борьбы итальянского народа за свободу и единство звучат в опере «Норма» Винченцо Беллини (1801-1835), мечтой о свободе проникнута опера Джоаккино Россини (1792-1868) «Вильгельм Телль».
Но сильнее всего голос итальянского народа зазвучал в операх «маэстро итальянской революции» Джузеппе Верди (1813-1901). Героико-патриотические мотивы поднимали дух итальянцев. Как прямой призыв к борьбе с тиранией воспринимались оперы Верди «Дон Карлос», «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад». Верди опирался на могучие творения Гюго, Байрона, Вольтера, Шекспира, Шиллера. Его оперы «Эрнани», «Аттила», «Макбет», «Разбойники», «Жанна д,Арк», «Луиза Миллер» созданы по произведениям классиков мировой драматургии. Умение слышать современность никогда не покидало Верди. Личность человека, его внутренний мир великолепно показаны в операх «Риголетто», «Травиата», «Трубадур». Главные персонажи опер: Риголетто, Виолетта, Манрико, Азучена – люди униженные, стоящие вне общества, но в душе этих презираемых живут большие и чистые чувства, благородство души, нравственная сила и красота. Вершиной творчества Верди стала опера «Аида», написанная по заказу египетского правительства. Она рассказывает о победах и завоеваниях древнеегипетского царства, а самые чарующие мелодии отданы Аиде – дочери эфиопского царя, пленнице и рабыне. В опере с удивительным мастерством сочетаются грандиозность масштабов, огромность событий, от которых зависят судьбы народов и государств, и тончайший лиризм.

Последние оперы Верди «Отелло» и «Фальстаф» написаны на шекспировские сюжеты. В них он достиг невиданной прежде глубины характеристик и удивительной выразительности музыки. Это было блистательным завершением творческого пути композитора.

19 век – расцвет оперного жанра во Франции. Здесь окончательно складывается тип французской большой оперы. Этот термин связан и с названием парижского оперного театра («Гранд-Опера»), и с многоактным строением (обычно 5), и с количеством участников. Создателем романтической большой оперы стал Джакомо Мейербер (1791-1864), автор «Роберта-Дьявола», «Гугенотов», «Пророка». Немного позже рождается жанр лирической оперы (творчество Шарля Гуно, Лео Делиба, Жюля Массне), главный интерес которой сосредоточен на психологической характеристике действующих лиц. Особое внимание авторов привлекают женские образы. Вершинное произведение французской оперной классики – «Кармен» Жоржа Бизе (1838-1875).

Опера занимает главное место в наследии немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883) Он создал 13 опер. Вагнер боролся за высокую содержательность искусства, величие и значительность творческих замыслов, воплощение в опере народного идеала. Его он искал в германском национальном эпосе, в сюжетах и образах народных легенд. Так появились моряк-скиталец (опера «Летучий голландец»), певец-бунтарь («Тангейзер»), легендарный рыцарь («Лоэнгрин»). В старинных преданиях Вагнер находил нити, связывающие их с современной ему жизнью. Особенно ярко эта связь проявилась в грандиозном цикле из четырех опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») под общим названием «Кольцо нибелунга».

Достижения ведущих в оперном искусстве государств – Италии, Австрии, Германии, Франции - вдохновили композиторов других стран на создание собственного оперного искусства. Так рождаются опера «Галька» польского композитора Станислава Монюшко (1819-1872), оперы чехов Бедржиха Сметаны («Проданная невеста», «Бранденбуржцы в Чехии», «Две вдовы»), Антонина Дворжака («Король и угольщик», «Упрямцы», «Хитрый крестьянин», «Якобинец», «Димитрий»), венгра Ференца Эркеля («Мария Батори», «Банк бан», «Ласло Хуньяди»).

Однако, ведущее место среди молодых национальных оперных школ справедливо стала занимать Россия.
Продолжение следует

sq_bl лариса Путинцева.

Оставить комментарий