Музыка детства Сергея Рахманинова

В майские дни 2012 года в Великом Новгороде увидел свет уникальный музыкальный диск. На нём записаны вокальные произведения, которые звучали в семье, давшей миру гениального композитора, пианиста и дирижёра, Сергея Васильевича Рахманинова.

Бутаковы (бабушка и дедушка Сергея) и Рахманиновы жили в своём родовом имении Онег Новгородского уезда в 33 километрах к северу от Новгорода. Здесь, на левом берегу Волхова, из окон господского дома часто доносились звуки музыки. Исполнителями её были обитатели дома, в том числе Серёжа, проживший в нём до восьмилетнего возраста. Таким образом, вы впервые сможете услышать музыку раннего детства композитора – ту, на которой воспитывался его музыкальный вкус, оттачивался слух, закреплялись художественные привязанности.

Появление этого диска стало возможным благодаря сенсационной находке в Петербурге в 1994 году двух нотных сборников, принадлежавших Софье Александровне Бутаковой, бабушке композитора, что установлено почерковедческой экспертизой. Они представляют собой приобретавшиеся по отдельности в 1840-х – 50-х годах романсы и песни, которые позже были переплетены в два тома. Вне сомнения, это было собрание любимых в семье Рахманиновых произведений. Сейчас оба сборника находятся в музее А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова при Новгородском областном колледже искусств имени С.В. Рахманинова.

На диске размещены 17 из 49 произведений сборников. Изюминкой предлагаемой программы являются песни из репертуара цыганских хоров и отдельных исполнителей того времени. Издававшиеся в Петербурге (серия «Цыганский табор») и в Москве (серия «Песни московских цыган») «цыганские» песни и романсы пользовались в России большой популярностью. Цыганские хоры представляли собой едва ли не единственный жанр эстрадной музыки. Они звучали в столицах и провинции, в ресторанах и гостиницах, в трактирах и частных домах, в Большом театре, в зале Дворянского собрания. Без музыки цыган не обходился ни один маскарад или ярмарка.

Здесь нужно пояснить, что собственно этнический элемент в выступлениях цыганских хоров присутствовал, прежде всего, в их традиционной национальной одежде и «диковатой» манере интонирования с использованием мелизмов, глиссандо и т.д. Аккомпанировал хору небольшой инструментальный ансамбль (чаще всего две семиструнные гитары). Но самое главное, чем цыгане привлекали слушателей, это оригинальная подача материала исполнителями. В русских и украинских песнях и романсах, звучавших на русском же или украинском языке, они воздействовали на слушателей необузданной силой чувств и эмоциональной раскрепощённостью, что соответствовало тогдашним романтизированным представлениям о вольной цыганской жизни. Этому служилии достаточно свободные, до фривольности, сюжеты песен. Пение цыган сопровождалось пританцовыванием, притоптыванием, репликами и вскриками с использованием различных междометий, выразительными жестами как солистов, так и участников хора, которые часто играли на бубнах.

В известной степени такое исполнение противопоставлялось музицированию в столичных дворянских салонах, где правила хорошего тона предписывали исполнять произведения классического репертуара. Там можно было услышать арии из опер зарубежных и русских композиторов конца XVIII-начала XIX веков, песни Моцарта, Шуберта и др. Но всё это подавалось исполнителями в строгой манере. Не то было у цыган.

Чутко восприняв все характерные музыкальные черты своего времени, Рахманинов развил их в своём раннем творчестве. Это касается и цыганской музыки. Уже в девятнадцать лет Сергей – автор оперы по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Но ещё чуть раньше, в том же 1892 году, он написал романс «О, нет, молю, не уходи!» и посвятил его Анне Александровне Лодыженской, своей близкой подруге. Ещё одно посвящение ей – Первая симфония Сергея, написанная в 1895 году. Анна, цыганка по происхождению, была сестрой знаменитой московской певицы Надежды Александровой, пением которой Рахманинов восхищался. Ей он посвятил романс «О, не грусти». Кроме этого, в 1894 году Сергей создал «Каприччио на цыганские темы» для симфонического оркестра. Таким образом, у музыковедов были основания для исследования темы «Цыганские мотивы в музыке Рахманинова».

Найденные сборники позволяют уточнить такую точку зрения. Конечно, познакомиться с манерой пения цыганских хоров Сергей мог лишь в подростковом и юношеском возрасте, во время обучения в Московской консерватории (1885–1892). Именно тогда он в числе питомцев профессора Николая Сергеевича Зверева посещал московские трактиры и рестораны с непременными цыганскими хорами. Но что касается их репертуара, то он был известен Рахманинову ещё со времён онежско-новгородского детства: романсы и песни из бабушкиных сборников могли звучать в исполнении и самой бабушки, и старшей сестры Елены (обе обладали бархатистыми контральто), и папы, Василия Аркадьевича, и мамы, Любови Петровны. Так что к освоению нового для него пласта культуры Сергей был вполне подготовлен.

Конечно, музыкальные интересы Бутаковых и Рахманиновых не исчерпывались «цыганскими» песнями. Кроме них на диске записаны хор девушек из популярной в то время оперы А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», Романс из оперы «Мари» французского композитора Ф. Герольда, а также вокальные сочинения русских композиторов первой половины позапрошлого столетия П.П. Булахова, А.Е. Варламова, А.Л.?Гурилёва, А.И. Дюбюка, А.Ф. Львова, Н. Дмитриева и других авторов, ныне забытых. Многие из этих романсов и песен не известны даже знатокам.

На диске звучат голоса солиста Большого театра Виталия Панфилова, солистки театра «Санктъ-Петербургъ опера» и Академии молодых певцов Мариинского театра Анастасии Богославской, известного в Великом Новгороде певца Владимира Гневышева, молодого выпускника Петрозаводской консерватории НиколаяИванова, преподавателей Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова – аспирантки Академии музыки им. Гнесиных Галины Ивановой. Партию рояля исполняют концертмейстеры Лилия Максимова и Михаил Корноухов.

Содержание компакт-диска
9. Песня Кичкени. Муз. И. Рупини, сл. Марлинского.
1. Цыганская песня «Ехали ребята». Муз. А.?Дюбюка. 10. Романс «На заре ты её не буди». Муз. А.?Варламова, сл. NN.
2. Русская песня «В огороде хмель кудрявый». Муз. Н. Дмитриева, сл. О. Миллера. 11. Романс «Я любила его жарче дня и огня». Муз. А. Дюбюка, сл. А. Кольцова.
3. Деревенская песня «Ванька и Танька». Муз. И.?Васильева 12. Цыганская песня «Кубок янтарный». Муз. А. Дюбюка, сл. Ив. Ив. Лапши.
4. Песня «Вдоль по улице метелица метёт». Муз. А. Варламова. 13. Цыганская песня «Горе от жены». Муз. А.?Дюбюка, сл. М. Дядина.
5. Цыганская песня «Не брани меня, родная». Муз. А. Дюбюка, сл. А. Баташова. 14. Цыганская песня «Не искушай меня без нужды». Муз. А Дюбюка, сл. Е. Баратынского.
6. Хор девиц села Предиславина из оперы «Аскольдова могила». Муз. А. Верстовского. 15. Песня «Так и рвётся душа». Муз. Н.?Дмитриева, сл. А. Кольцова.
7. Мелодия Байрона. Муз. Г. Бертольда, сл. П. Мартоса. 16.Песня «Пела, пела пташечка и затихла». Муз. Н. Дмитриева, сл. А. Дельвига.
8. Романс «Негодование». Муз. А. Львова. 17. Романс «Благодарность». Муз. Н. Дмитриева, сл. М. Лермонтова.

 

Автор проекта: преподаватель Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова Демидова И.Г. Диск создан на средства гранта Комитета культуры Новгородской области и пожертвования частных лиц.

Мы уверены, что любители русского романса и «цыганских» песен получат удовольствие от знакомства с вокальной музыкой, звучавшей в семье Бутаковых и Рахманиновых.

Получить диск вы сможете, заказав его через редакцию журнала «Введенская сторона».

sq_bl Валерий Демидов.

Оставить комментарий