Море, палочка, дизайн

В этом номере педагогические советы раздают: Николай Локотьков, г. Старая Русса,
Татьяна Подосенина, студия «Лики детства», г. Санкт-Петербург

Наш город расположился недалеко от озера Ильмень. Озера, которое при встрече скорее напоминает море. Туго изогнутый горизонт, безбрежная гладь воды. Каждую весну случается сильный шторм, от которого на берегу остается много всевозможных предметов, особенно много деревянных. Это и небольшие дощечки, и палочки, и корни деревьев…

Подсохнув на солнышке, они приобретают невероятной красоты серебристый цвет, поверхность становится бархатистой, их хочется подержать в руках, полюбоваться формой, цветом, фактурой, возникает непреодолимое желание порисовать на их поверхности.
Так родилось одно из наших творческих увлечений: графический дизайн палочки, выброшенной озером Ильмень во время шторма.

Задача: используя особенности формы, цвета, фактуры поверхности палочки, придумать абстрактный декоративный графический сюжет и нанести его на объекте.

При этом необходимо найти гармоничное сочетание придуманного рисунка с формой палочки и её естественного цвета. Важным в этом задании является то, что учащиеся уже работают не на плоскости листа, а на объемном предмете. Это усложнение творческой задачи и приближение к реальной работе дизайнера. Одним из условий задания является сохранение части объекта в первозданном виде. Изменения размеров и формы палочки не предполагается.

Ребята выбирают предмет для работы сами. Палочка должна изначально автору нравиться. Хотя не менее оправдан подход, когда учитель выдает учащемуся предмет для работы, объясняя это тем, что в жизни дизайнер реже занимается реализацией собственных творческих задумок, а чаще решает задачи, поставленные кем-то.

Сначала поиск идеи, многочисленные композиционные наброски. Затем работа на объекте. Стараемся не делать предварительный рисунок карандашом. Лучше получается, если изображение исполняется сразу выбранным материалом. Это вырабатывает уверенность в отношении с объектом, точность руки и чистоту исполнения. Рисовать можно фломастерами, глеевыми ручками, карандашами, гуашью и даже масляными красками.

В результате ваших трудов получится симпатичная коллекция артобъектов. Если в торец каждой палочки воткнуть булавку с петелькой, привязать ниточку, то их можно подвесить в интерьере школы или квартиры, можно создать целую композицию в пространстве. Ликуй, народ! Это красиво!

 sq_bl Николай Локотьков.

Калейдоскоп от компьютера

Представленные орнаменты нарисованы учащимися на компьютере в графическом редакторе NeoPaint. NeoPaint – мостик между простейшим редактором Paint, который обладает уж очень скромными возможностями, и Photoshop, профессиональным редактором. Обучать маленьких детей работе в сложных профессиональных пакетах?– мало продуктивно, т.к. настройка самих инструментов редактора требует столько усилий от ребенка, что на творчество, как таковое, у него просто не остается сил. А хочется именно творчества… NeoPaint и создает такие условия: он мал по объему, прост в использовании, прекрасно адаптирован для детей и обладает недюжинными возможностями.

Вы любили в детстве смотреть в калейдоскоп, такую замечательную трубочку, в которой из маленьких стеклышек складываются диковинные узоры? Как у Блока: «…однажды на ноже карманном найти пылинку дальних стран. И снова мир предстанет странным, окутанным в цветной туман…» Странные, завораживающие, диковинные, фантастические, бездонные миры – мандалы… Если рассматривать мандалы с точки зрения структуры их построения, то они – тот же орнамент в зеркальном отображении. Мы, конечно, не мандалы создаем, а только пытаемся «прожить», прочувствовать, проощущать геометрический и растительный орнамент в зеркальном отображении. Соприкоснуться с миром фантазии, бездонной, как Космос, средствами, который предоставляет компьютер. Ребенок пытается нарисовать какие-то линии, которые, по его внутреннему ощущению, создают гармонию, подобрать цвета, соответствующие его состоянию в данный момент, и зеркально отображает нарисованное. И рождается маленькое чудо!

Интересно наблюдать, как меняется состояние ребенка и его цветопредпочтение даже в рамках одного занятия. В начале урока его цветовая гамма может быть тревожной и нервозной, линии – резкими и рваными, потом все постепенно успокаивается и гармонизируется. Удивительно, но компьютерная графика может быть своего рода арттерапией, если немножко расширить свое представление о возможностях графических редакторов и применить их инструментарий для «фантастических», непривычных целей, выходящих за рамки ограничивающих традиционных представлений. Дети очень тонко чувствуют цвет и свет, и если развивать, поощрять их труд в области цветоразличения, побуждать (не принуждать!) к глубине экспериментов, к обращению к собственной внутренней природе, то результаты порой вызывают изумление.

sq_bl Татьяна Подосенина.

Оставить комментарий