КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА и её ближайшие родственники

Удивительно, но, на первый взгляд, семейство современных смычковых инструментов (иначе говоря, скрипичное семейство) – самое компактное из всех музыкальных семейств.

Всего четыре участника: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Но это только при условии, что мы не станем говорить о десятках предшественников. А мы непременно станем говорить о них?– забытых и полузабытых, грубоватых и экзотических, ибо они позволили смычковым сформироваться, распространиться и сыграть столь серьёзную, даже выдающуюся роль в истории камерной и симфонической музыки.

Собственно, смычок, по-видимому, был изобретён в Китае. Он дополняет список великих китайских изобретений с четырёх до пяти. Первым и самым древним, как вы помните, была бумага?– ей уже около 2000 лет. Затем, в первой половине XI века, почти одновременно, появились книгопечатание, порох, компас и… то, чего, словно и не заметило человечество: эрху (Erhu) – именно так называется китайский этнический двухструнный инструмент – первый смычковый в истории.

Не забудьте, мы ещё вернёмся к нему! Эрху стоит того, ведь он гораздо изысканнее любой из современных китайских поделок.
Как ни странно, в этом случае человечество определённо «не пошло по китайскому следу». Со временем обязательно разберёмся – почему?

У современной скрипки (и её ближайших родственников), как и у марксизма, три источника и три составные части (найдите кого-нибудь постарше и поинтересуйтесь, что же это за источники такие, а заодно, что это за марксизм?).

Эти «источники и части» современных смычковых – ребек (выходец с Ближнего Востока) , ребаб (инструмент арабского происхождения) и кеманча (уроженка Малой Азии, а точнее Персии или же Индии, довольно быстро распространившаяся в Средней Азии и Закавказье).

На рубеже европейских Средневековья и Возрождения ребек, ребаб и кеманча были завезены в Европу, по-видимому, морским путём…

Здесь мы искусственно пропускаем почти 400 лет, чтобы оценить результат процесса, но затем непременно вернуться! К тому времени мы будем знать, что ищем, в чём хотим разобраться…

Итак, скрипка (violino – итал., violin – англ.), общепризнанная королева оркестра и один из самых «музыкальных» инструментов.

В современном своём обличии четырёхструнная скрипка с длиной корпуса около 36 сантиметров (14 дюймов) утвердилась лишь в XVI-XVII веках.

Многие смычковые инструменты, созданные итальянскими мастерами и целыми семействами выдающихся мастеров Кремоны, Брешии, Венеции и другими, сохранились до наших дней. Мало того, они по сей день звучат в руках солистов и музыкантов оркестров, ансамблей. А имена знаменитых мастеров прошлого Амати, Гварнери, Страдивари, Руджери, Маджини овеяны легендами. На долю мастеров XVIII-XIX веков, таких, как французский мастер Жан Батист Вильом (1798–1875) и других, выпала нелёгкая задача – «дотянуться» до этого великолепного уровня, раскрыть секреты старинных мастеров. Частенько они выполняли прямое копирование итальянских инструментов, но так и не получили поистине волшебного «итальянского звука». Что же касается секретов, то многие так и остались нераскрытыми. Например, знаменитый лак, который применяли на окончательной стадии отделки инструмента итальянские мастера кремонской школы. Ведь он не застыл окончательно и по сей день. Прижми его пальцем?– образуется вмятина, которая спустя некоторое время «затечёт» – выровняется сама собой. Отсюда и мягкий, пластичный звук, стекающий на нас, словно драгоценное золотистое масло. Вместе с тем скрипка может звучать и чрезвычайно экспрессивно, атакующе.

В конструкции смычкового инструмента около сотни деталей. Коснёмся лишь основных.

1. Верхняя дека (в переводе – «крышка») с характерными прорезями в форме буквы «f», так называемыми эфами, изготовленная из ели;
2. Нижняя дека, или «спинка», сделанная чаще всего из двух кленовых половинок с тщательно подобранным зеркальным рисунком;
По контуру верхней и нижней дек выполняется инкрустация несколькими тонкими полосками (от трёх до пяти) из дерева твёрдых пород. Этот элемент называется ус. Почему «ус»? Да потому, что мастера Северной Европы когда-то использовали в качестве вставки настоящий китовый ус. О выдающейся роли этого элемента конструкции будет сказано несколько ниже.
Деки особым образом фрезеруются (вручную – с внутренней стороны), попутно настраиваются по высоте тона?– каждая отдельно – и по музыкальному интервалу – между собой.
Мы, тем временем, продолжаем обзор...

3. Кленовые обечайки – боковые элементы корпуса инструмента, определяющие его высоту и объём.

4. Кленовый гриф с накладкой из дерева твёрдых пород (обычно чёрного или красного). Накладка всё-таки стирается под струнами и пальцами музыканта – да так, что невооружённым глазом видны «рытвины» и «ухабы» на её твёрдой блестящей поверхности! В XIX веке под влиянием Николо Паганини мастера стали удлинять гриф скрипки, что расширило диапазон инструмента до трёх октав. Переделке подвергались и инструменты великих мастеров прошлого.?

5. Кленовые головка и «завиток», которыми заканчивается гриф. В отверстиях головки крепятся колки для настройки инструмента – они также выполняются из твёрдых пород дерева, а иногда инкрустируются золотом или перламутром. Завиток же всегда служил чем-то вроде фирменного клейма – свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли его скульптурой – резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580–1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток, как привилегированное «свидетельство о рождении».

6. Дужка – невидимая снаружи маленькая круглая ольховая палочка – необыкновенно ответственная деталь, связывающая верхнюю и нижнюю деки. Положение дужки и плотность её контакта с деками очень много значит. Стоит слегка передвинуть её – и звук изменится до неузнаваемости.

7. Подставка – изящная резная деталь из клёна, устанавливаемая на двух лапках на верхней деке (примерно над дужкой) и прижимаемая к ней натяжением струн. Верхний обрез подставки выполняется таким образом, чтобы исполнитель мог играть на каждой из струн отдельно, а при необходимости быстро соединять их звучание в аккорд. Иногда на подставку (между струнами) устанавливается маленькая деревянная, костяная или металлическая «прищепка» – сурдинка. Она препятствует передаче вибрации струн корпусу инструмента, и звук скрипки становится отдалённее и таинственнее.

8. Подгрифок служит для крепления струн, выполняется из чёрного или красного дерева, часто инкрустируется золотом или перламутром. Так тёмные колки находят в архитектуре инструмента своеобразный «эстетический ответ». Уже довольно давно в подгрифок устанавливают миниатюрные машинки, с помощью которых осуществляется тонкая подстройка струн. С помощью жильной или нейлоновой петли подгрифок крепится к т.н. «пуговице», устанавливаемой на обечайке, в нижней части корпуса скрипки.

Необходимо отметить, что в конструкции инструмента вы не найдёте шурупов, болтов, гвоздей и заклёпок. Все соединения – клеевые, а клей, разумеется, почти секретный.

9. Смычок. Стоит взять его в руки?– покажется живым существом. Он реагирует на каждое движение, вибрирует, подпрыгивает… Основные его элементы – кленовая трость, пружина, колодка, винт и волос, натягиваемый с помощью винта, по которому и скользит колодка. Волос берут из хвостов белых монгольских лошадей особой породы. Для лучшего контакта ворсинок конского волоса со струнами смычок натирают канифолью, тоже специальной – самой высокой очистки.

10. Струны – своеобразный шедевр технологии. Первая и вторая струны?– тонкие и сплошные, изготовленные из специального сплава, иногда позолоченные. Третья и четвёртая струны?– витые, с органической волокнистой основой. Натяжение струн передаёт на подставку усилие около 8 килограмм (17 фунтов). Срок службы струн около месяца, а смена каждой или всего аккорда напоминает священное действо, – это тонкий и весьма ответственный момент в жизни инструмента и его хозяина (иногда, впрочем, кажется, что именно инструмент является подлинным хозяином артиста).

Здесь мы прервёмся, чтобы выполнить небольшое задание, даже два. Если вы никогда не слышали скрипку с двух шагов, постарайтесь пробраться, например, в филармонию или музыкальную школу – безразлично. Важно только почувствовать, услышать – как возникает скрипичный звук. Не пожалеете!

Кстати, скрипка – довольно странное название. Вы не находите? Быть может, её оттого так зовут, что страшно скрипит в неумелых руках? А ведь так инструмент называют только в Восточной Европе. Это ещё один секрет?– секрет имени! Попробуйте разгадать его самостоятельно.

И напишите нам!

sq_bl Лев Залесский.

Оставить комментарий