Клавишные (Keyboard)

В СОВРЕМЕННЫХ КЛАВИШНЫХ ПЕРЕМЕШАЛОСЬ МНОЖЕСТВО ВИДОВЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ. РАЗЛИЧАЮТ КЛАВИШНО-УДАРНЫЕ И КЛАВИШНО-ЩИПКОВЫЕ, КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ И КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ. В СИЛУ ЭТОГО КЛАВИШНЫЕ – ЧУТЬ ЛИ НЕ САМЫЕ ИСКУСНЫЕ ИМИТАТОРЫ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗВУКОВ. ОНИ ЖЕ – САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ МОГУТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНЫ, САМОДОСТАТОЧНЫ, ДРУГИЕ – ХОРОШИ ЛИШЬ В АНСАМБЛЕ. И ВСЁ ЖЕ – НЕ БУДЬ У НАС КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, МЫ ЗНАЛИ БЫ О МУЗЫКЕ КУДА МЕНЬШЕ…

Аккордеон (Accordion, Piano)

Аккордеон – инструмент, в котором смешалось немало видовых свойств. Он обладает фортепьянной, а также ещё и кнопочной клавиатурами, но, по сути, остаётся язычковым органом – переносным, в силу небольших своих размеров.
Название инструмента происходит от французского слова Accord – «согласие», что объясняется как способом игры, так и устройством аккордеона.
Дата рождения инструмента 1829 год, место рождения – Вена (Австрия), мастер – К. Дамиан (Cyrillus Demian).
Известность пришла к изобретению венского мастера лишь в начале XX века. В течение последующего столетия аккордеон занимает прочное место в истории французского шансона, в фольклорных традициях Западной Европы и Латинской Америки. Существует обширная академическая литература для этого инструмента. Его включали в свои партитуры Альбан Берг, Сергей Прокофьев, Исаак Дунаевский и другие композиторы. А благодаря уникальному дарованию российского музыканта Владимира Данилина аккордеон выдвинулся на довольно высокую позицию в джазовой музыке последнего времени.
Как и другой его клавишно-язычковый собрат, особенно популярный в России, баян, аккордеон имеет две клавиатуры: дискантовую (фортепианного типа) и басовую (кнопочную). Две части корпуса, соответствующие обеим клавиатурам соединяются мехами. Специальные регистровые клавиши справа и слева позволяют менять высоту и тембр звучания, выбирая и объединяя различные регистры. Металлическая решётка и тонкая металлическая сеть, которая видна сквозь её прорези, принимают некоторое участие в звукообразовании – за счёт вибрации, вызываемой воздухом, врывающимся в меха и выдуваемым из них при сжатии.
С помощью двух ремней инструмент надевается на плечи исполнителя, который правой рукой играет на дискантовой клавиатуре, а левой нажимает на кнопки басовой, одновременно контролируя движение мехов.
Наиболее распространены аккордеоны со 120-кнопочной басовой клавиатурой, которая включает 2 ряда кнопок для басовых нот и 4 ряда кнопок, соответствующих мажорным и минорным трезвучиям, доминантсептаккордам и уменьшенным трезвучиям. Существуют инструменты меньших размеров, а также некоторые разновидности аккордеона, как, например, электронный аккордеон.
Видовыми инструментом по отношению к аккордеону можно было бы считать такую малютку, как концертина.
Концертина появилась на свет одновременно с аккордеоном, в 1929 году, но совершенно независимо от него. Её создателем считается английский учёный Чарльз Уитстоун.
Несмотря на это, современная версия инструмента называется, как это ни странно, итальянская концертина. Концертина является маленьким язычковым пневматическим органом, в котором воздух приводится в движение мехами.
Принимая во внимание скромные размеры этой «крошки», невольно проникаешься соображением, что инструмент, скорее всего, является усовершенствованием губной гармоники в духе идей К. Дамиана.
Наряду с аккордеоном, а также и без оного, концертина используется в танцевальных оркестрах Южной Америки и Западной Африки. Иногда участвует в исполнении музыки композиторов XX века, например, такого непревзойдённого мастера аргентинского танго, как Астор Пьяццола (1921-1992).

Баян (Accordion, Button)

Современный баян – один из самых совершенных язычковых органов. Даже в таких отдалённых местах, где практически невозможно представить публике органную классику, что называется «живьём», искусный исполнитель, вооружённый современным инструментом, в состоянии выполнить и эту задачу. Причём не только в просветительском ключе, но в полной мере – в эстетическом её аспекте.
Баян, или кнопочный аккордеон, или русская хроматическая гармоника, – назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна.
В течение первой половины XX ве­ка инструмент активно совершенствовался. Этот процесс не прекращается и сейчас.
С 1910 года изготовляются так называемые «выборные» баяны; каждая кнопка левой клавиатуры такого инструмента даёт отдельный звук. В 1929 изобретён баян с переключателем, позволяющим получать при нажатии кнопки или отдельный звук, или аккорд. В концертной практике с 1951 года распространён многотембровый готово-выборный баян, который широко используется как сольный, ансамблевый, аккомпанирующий и оркестровый инструмент.
Диапазон современного готово-выборного баяна может достигать шести с половиной октав. Инструмент имеет на правой клавиатуре хроматический звукоряд (чаше всего с диапазоном 4–5 октав), на левой – басы (звукоряд одной октавы дублируется в 3–4 октавах) и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды).
На левой клавиатуре инструмента 5–6 рядов кнопок, на правой – от 3 до 5 рядов.
ЛЕВ ЗАЛЕССКИЙ

Оставить комментарий