Керамика

Прежде чем начать воплощать мечту о керамической мастерской, задайте себе вопрос: Что вы хотите получить в результате? Какими средствами располагаете. От этого и будет зависеть все остальное: размер мастерской и перечень необходимого оборудования. Пусть вас не пугает такое обилие работ и материалов необходимых для организации мастерской. Мы предлагаем вариант к которому надо стремиться. Но если вы испытываете недостаток средств – не надо пасовать. Остановитесь для начала на самом необходимом и постепенно улучшайте ситуацию.

Помещение
Любое дело начинается с крыши над головой – сначала необходимо подобрать помещение. Если вас не заботят вопросы оплаты за отопление и освещение, то подбирайте по возможности помещение побольше – от 50 кв.м. и более. Чем больше в помещении естественного света, тем лучше. Желательно размещаться на первом этаже или в полуподвале – никому (по крайней мере, снизу) не будет мешать шум работающего оборудования. Также будет проще с вопросами транспортировки сырья, оборудования и готовой продукции. Наличие отдельного входа – особая роскошь, которая обеспечит вам максимум свободы и независимости!

Отделочные материалы
Для покрытия стен лучше применять широкую пластиковую или МДФ– вагонку (проще отмывать!).
Пол – это гораздо сложнее! Он должен сочетать несочетаемое – легко мыться, быть не скользким, износостойким. Линолеум – простое, но не лишенное недостатков решение. Трудно обеспечить герметичность его стыков – а если под него попадет вода, то неприятный запах и вздутие этого места доставят вам эстетические страдания. Кафель всем неплох: и воду не впитывает, и износостоек... Ну а если поскользнетесь? Кроме того, грязь будет накапливаться в межплиточных швах.
Наилучшее решение – заливной монолитный пол с добавкой полимера. Тем более, что его можно легко оборудовать системой подогрева. А если сделать небольшой угол наклона (2-5 градуса) и приемный приямок, то уборка пола займет не более 10 минут!

Планировка мастерской.
План-схема помещения (общая площадь: 48 м.кв.):

1. Шкаф с э/счетчиком 1 шт. 11. Стеллаж для материалов 1 шт.
2. Вешалка для одежды 1 шт. 12. Раковина с фильтром для глины 1 шт.
3. Стеллаж для изделий, на колесиках 1 шт. 13. Камера для покраски 1 шт.
4. Стеллаж-выставка (для показа изделий) 1 шт. 14. Печь шахтная, 60 литров 1 шт.
5. Стол для лепки (2,44х1,22м) 1 шт. 15. Печь шахтная, 30 литров 1 шт.
6. Стул (табуретка), с мягким сиденьем 11 шт. 16. Вентиляционная система 1 шт.
7. Стол для росписи изделий (4,3х0,6 м.) 1 шт. 17. Гипсовая форма для глины 3 шт.
8. Пандус (фанера 15мм., 2,44х1,22м) 1 шт. 18. Шаровая мельница 1 шт.
9. Круг гончарный, электрический 3 шт. 19. Шторка-трансформер 1 шт.
10. Ступени (фанера 15 мм.) 2 шт. 20. Водонагреватель на 80 л., накопительный 1 шт.

Вода
Любая работа с глиной и детьми подразумевает неимоверное количество грязи и хаоса! Много воды требуется не только для мойки рук, уборки помещения и оборудования, но и для подготовки глины. Если использовать обычную раковину, то визиты сантехника станут почти ежедневными, т.к. глина с песком забьет любую канализационную систему! Кроме того, вы элементарно будете терять драгоценное сырье – глину! Оптимально использование двухступенчатой мойки рук: сначала поролоновой губкой в тазике с водой, а уже потом под краном, в обычной раковине. По мере насыщения глиняного раствора в тазике необходимо дать воде отстояться, и аккуратно, стараясь не поднять глину со дна, слить ее. Оставшийся на дне раствор глины (шликер) слейте в специальную гипсовую форму, предварительно проложенную рогожкой или холстиной. Вода из шликера интенсивно впитается в стенки гипсовой формы, а обезвоженную глину вы сможете использовать повторно. Для более интенсивного обезвоживания шликера необходимо использовать гипсовую форму с электроподогревом или поставить ее в теплое, хорошо вентилируемое место. Рогожка (холстина) служит разделителем между глиной и гипсом, не допуская попадания частиц гипса в глину.
Если у вас отсутствует централизованная горячая вода, необходимо установить 50–80 литровый бойлер накопительного типа.

Электрическая сеть
Исходим из того, что ваше помещение взято «на вырост». Возможно, через некоторое время у вас появятся деньги на новое оборудование, а энергетические возможности электросети не позволят их использовать. Например, для подключения 60-литровой печи обжига необходима мощность сети 6–7 кВт. А у вас еще подключены лампы освещения, прочее оборудование. Минимально необходимые требования к электросети: 3-х фазная сеть с нулевым проводом, мощность до 10 кВт. Обязательно наличие контура заземления и заземляющей шины! Это основы электробезопасности – ведь занимаются дети!
Не забудьте про автоматический выключатель (или рубильник) на вводе в ваше помещение. Он обеспечит быстрое обесточивание помещения в случае необходимости.
Пожарная безопасность
Глина становится керамикой только после обжига. Обжиг невозможен без печи на 900-1200 градусов. Отсюда и самые высокие требования к пожарной безопасности помещения! Примыкающие к печи стены должны быть из негорючего материала (бетон, кирпич..). Печь обязательно должна стоять на негорючем покрытии! – если у вас деревянный пол, или линолеум, то необходимо поверх этого пола проложить керамической плиткой на связке, или, что проще, положить несколько листов плоского шифера.
Предусмотрите ограждение печи – ширма или стойки с цепочкой. Обязательно наличие в помещении, около печи, порошкового огнетушителя или несколько.

Вытяжная вентиляция
Оптимально наличие общей и местной вентиляции. Общая обеспечивает циркуляцию свежего воздуха в помещении, а местная вытяжка устанавливается в виде вытяжного короба прямо над печью. Наличие последней ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как в процессе обжига происходит выделение огромного количества вредных веществ!
Вытяжной зонд может быть изготовлен из оцинкованной стали. Его габаритные размеры – несколько
Периодически проверяйте исправность работы вентиляционной системы! – достаточно просто поднести кусок дымящей бумажки к устью вытяжки и проследить за направлением движения дыма. Если он мгновенно втягивается вентиляционной системой, то все в порядке. В противном случае необходимо пригласить специалиста по вентиляционным установкам.

Спецодежда
Всегда много внимания уделяется оборудованию, учебным материалам, а элементарной форменной одежде – фартуку – практически никогда! А ведь это немаловажно, так как если на ребенке будет неказистый фартук (по его мнению!) то это будет сильным ударом по его самолюбию, и существенно скажется на степени его обучения. Поэтому спецодежда должна быть яркой, функциональной, и – модной (если это возможно)!
Оптимально использование сине-голубого цвета (тем более, большинство спецодежды выпускается именно такой цветовой гаммы). Универсальность размеров обеспечивается возможностью перевязать тесемки.
Наиболее практична и проверена временем ткань «сорочечная». Даже после самых интенсивных занятий с глиной она легко стирается руками в теплой воде с порошком. После стирки не остается даже следов глины. Кроме того она достаточно легка, и дети не испытывают дискомфорт в жаркие дни.
Неплохо, если вы будете использовать одноразовые синие чехлы для обуви (наподобие тех, что применяют в лечебных заведениях). Этим решите вопрос уличной грязи и сохраните обувь ребенка от контакта с глиной!
У детей на занятиях руки по локоть в глине! Чтобы дополнительно уберечь их одежду, используйте нарукавники из ткани, аналогичной ткани фартука.

Литература, видеоматериалы
Для построения нормального учебного процесса необходимо наличие проверенных временем методик и учебного плана. Не бывает универсальных методик, как не бывает двух одинаковых учеников! Основная задача учителя – увлечь и заинтересовать! А как это осуществить – думайте сами!
Чем более зрелищно будет проходить ваш урок – тем более он обречен на успех. Поэтому обязательно применяйте просмотр учебных фильмов, музыку. Например при занятиях с детьми в возрасте 3-6 лет очень удачна игровая форма подачи материала. Рассказываете сказку под музыку, и сопровождаете ее действием персонажей (причем используете персонажи, которые впоследствии предстоит изготовить самим детям).
Наиболее успешным (но не всем доступным) является применение DVD-проектора в учебном процессе. Подобное устройство с успехом применяют в 44-й спецшколе (Новопеределкино, Москва). Перед началом выполнения какого либо действия на гончарном круге, преподаватель сначала демонстрирует это действие на экране, несколько раз его повторяет и комментирует.
Продолжение следует...

sq_bl Андрей Кудрявцев.

Оставить комментарий