Коллаж (от фр. Collage – наклеивание) был введен в художественную практику Браком и Пикассо в 1912 году, в период их увлечения кубизмом. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажем увлеклись впоследствии целое поколение итальянских футуристов, а также дадаисты, сюрреалисты и многие другие художники. Влюбившись в свою находку, Пикассо?– импровизатор не останавливается и включает в свои работы и песок, и кусочки газетной бумаги, обоев, плакатов или материи, визитные карточки, ленты, проволоку. Таким образом, для коллажа годились почти все суррогатные продукты. Различные материалы, соприкоснувшись на одной плоскости, создают удивительный зрительный эффект. Коллаж предоставлял новые возможности экспериментирования с самой материей, с предварительно вырезанными формами объектов, включением самих реальных предметов в композицию, но при этом не имел ничего общего с реализмом. В коллажах, напротив, находит выражение совершенно иной опыт, открытие необыкновенной способности к реконструкции, к синтезу, которой обладает кубизм, как его понимали Брак и Пикассо.
В начале 20-х годов 20 века в технике коллажа много работали художники русского авангарда. Они приложили немало усилий к возникновению массовой культуры, стремясь создать демократические, доступные языки. Одним из них стал новый вид графики – коллаж, соединяющий как простейшие элементы, так и сложные, целостные образы.
ФЛОРИСТИКА
Искусство Арчимбольдо было открыто сюрреалистами в начале XX века. Его живопись, и маньеристическая, и аллегорическая, но в то же время не укладывающаяся вполне ни в одну из этих двух художественных категорий, не нашла последователей. Она родилась в эпоху, когда природа начала раскрывать некоторые из своих секретов. Император Рудольф в Праге окружил себя такими учеными, как Кеплер, и такими художниками, как Арчимбольдо. Перестав обращаться за помощью к высшей воле, как в Средние века, подвергнув природу внимательному научному исследованию, они обнаружили еще более нереальную сферу. Таким образом, чтобы вызвать к жизни фантастическое, совершенно необязательно придумывать невероятности. Как замечает Ролан Барт, Арчимбольдо «создает фантастическое из самого близкого, обиходного, повседневного». Прошли века, прежде чем опыты Арчимбольдо нашли продолжение в работах современных дизайнеров, искушенных высоким вкусом и интеллектом. Так не был ли Арчимбольдо предтечей современных флористов?
Флористический коллаж, о котором я хочу рассказать, конечно, не претендует на столь высокие рассуждения о его предназначении. Он относится скорее к сфере декоративно-прикладного творчества и призван просто украсить нашу жизнь и попытаться приблизиться к природе. Основоположником и создателем этого направления по праву считается немецкий флорист Фридхельм Раффелл. Он живет и работает в баварском местечке Мюзинген. За долгие годы работы он издал три прекрасно иллюстрированные книги по флористическому коллажу. Фридхельм разработал несколько интереснейших техник, используя приемы декалькомании, монотипии, введения декоративных штукатурок, воска в пространство коллажа. но основой его работ, конечно, является растительный материал, откуда и название – флористический коллаж. В ход идут и голландские сухоцветы фирмы «Hugo Woning», и осенние листья, собранные в парке, и причудливые корни, и прессованные цветы, ракушки, камни и многое другое. Некоторые из его техник родились случайно, как, например, техника спрей. Однажды он просто нечаянно брызнул на поверхность бумаги вместо воды краску. Как истинно творческий человек он не прошел мимо столь интересного «открытия», а создал на его основе новую технику. Работы в ней выглядят на удивление живыми и непосредственными.
За долгие годы работы Фридхельм разработал 5 техник создания коллажа: монотипия, декалькомания, клеевая, восковая техника, «терра», «спрей». Более 10 лет он занимается преподавательской деятельностью в Германии, Франции, Японии. В 2003-2006 г.
Фридхельм приезжал в Москву. Мне довелось у него учиться.
Несколько слов о техниках:
– «Монотипия». В ее основе лежит давно используемый художниками прием оттиска краски со стекла на поверхность бумаги. На полученную при этом живописную поверхность наносится растительный материал. Все как-будто очень просто, но впечатление обманчиво, иной раз приходится сделать до 10-15 оттисков, чтобы достичь желанной гармонии.
– «Декалькомания». Техника, близкая к первой, но вместо стекла используется плакатный картон, на который наносится краска. В зависимости от того, какая сторона картона используется, гладкая или впитывающая воду, получаются различные эффекты.
– «Клеевая техника». На слой обойного клея наносится краска с помощью шпателя. После высыхания живописной поверхности добавляется растительный материал.
– «Воск». На поверхность картона выкладывается композиция из растительного материала, затем быстрыми движениями широкой кистью все фиксируется тонким слоем расплавленного парафина. Застывая, он образует на поверхности коллажа тонкую белесоватую пленку, похожую на изморозь.
– «Терра» – авторское название Раффелла. Растения покрываются слоем рельефной штукатурки, далее наносится красочный слой. В результате растения в коллаже выглядят окаменелыми, словно вырубленными из камня.
– «Спрей». Та самая, случайно изобретенная техника. Краска (гуашь), разбавленная водой, заливается в распылитель и наносится на поверхность картона. Далее приклеивается растительный материал.
Я в своей практике использую далеко не все техники, которым обучалась в школе Ф. Раффелла. Но ценность приобретенных знаний даже не в том, чтобы скрупулезно повторять то, чему тебя научили, а используя полученные знания, придумать что-то свое. Хочу надеяться, что хотя бы отчасти мне это удается.
Лариса Решетова.