Песня

Песня – самый распространенный и доступный жанр вокальной музыки. Ей мы доверяем свои лучшие чувства, вместе c песней грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Люди дружны с песней со времен далекой древности. Собирались идти на зверя – пели охотничью песню. Грубыми мотыгами обрабатывали землю – пели в такт движениям трудовые песни. Шли на бой с врагом – пели песню боевую. А когда возвращались домой с победой, или приносили с охоты богатую добычу – в бурных ликующих песнях выражали радость и торжество. На протяжении русской истории рождались песни горестные и гневные, веселые и комические, могучие и вольные. Существует много разновидностей песен, но яснее всего разграничиваются две большие группы: песня народная и песня, создаваемая композиторами.

Богато и многообразно песенное народное творчество. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся человеческая жизнь. До сих пор живут песни исторические,
плясовые, шуточные, хороводные, былины. Существуют песни обрядовые, звучащие на праздниках, – свадебные, масленичные, колядки и многие другие.

Яркое явление русской народной культуры – свадебный обряд. Он включает в себя и элементы театрального действия, и песни, и причитания, и прибаутки, и всевозможные приговорки. Обряд был очень сложным, дорогостоящим и длился несколько недель. Главные действующие лица на свадьбе – жених, невеста, сват и сваха. Активное участие в свадебной игре принимали родные и друзья обеих сторон. Свадебные песни делились на две основные части: досвадебные и свадебное застолье. Песни и причитания первой части были проникнуты грустью, так как невеста прощалась с близкими, с домом, с девичьей волей:

Ты желанненький мой тятенька,
Верно, я да надоела вам,
Верно, я вам принаскучила,
Верно, я да просидела вам
Все дубовенькие лавочки,
Верно, я да проглядела вам
Ваши светлые окошечки.
Уж я как да привыкать буду
Ко чужому отцу матери
И ко чужому чужанинину,
Уж я как да называть буду
Уж я свекора-то тятенькой,
А свекровь-то маменькой...

За свадебным столом звучали радостные величальные песни. Молодой девушке нельзя было причитать, чтобы не обидеть новую родню! Величали молодых, из родителей, были и шуточные величания свату и свахе.

Во саду ли виноград растет,
Во саду ли зеленой растет.
Зеленой, зеленой расстилается.
Дай вам бог совет и любовь,
Во совете, во любви хорошенько прожить!

Всем свадебным действием руководили дружка (со стороны жениха) и старшая подружка (со стороны невесты). Свадебный обряд и различные его действия получили большое отражение в русской оперной классике. (М.И. Глинка «Руслан и Людмила» – помолвка, «Иван Сусанин» – девишник; Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»?– выкуп невесты; А.С. Даргомыжский «Русалка» – свадебный пир).

К древним обрядовым песням относятся колядки – зимние песни.
В старину Новый год на Руси праздновали сначала 1 марта, затем 1 сентября, а с 1700 года, как сейчас, 1 января. По крестьянскому же хозяйству Новый год всегда отмечается в конце декабря в день зимнего солнцеворота. Полы в избах к этим дням устилали соломой и посыпали зерном. А парни и девушки, ряженые, в шкурах животных, с намазанными сажей или раскрашенными лицами, колядовали, – ходили по дворам и пели колядки, получая за это угощения:

«Сейся, родися
Жито, пшеница,
Ячмень, овес, гречка.
Горох, чечевица
На новый год!
Будьте здоровы,
Счастливы будьте,
Живите без бед много лет!»

Вряд ли кто-нибудь из деревенских мог объяснить значение этого слова. Но песни рассказывали, что Коляда ходит по земле, посещает людей, приносит им богатство, здоровье, счастье.
Слово коляда или календа издавно существовало у всех славянских народов и было родственно слову «календарь». Календами у римлен назывались начальные дни месяца, когда выполнялись различные обряды, которые должны были принести людям благополучие. Славяне-земледельцы заимствовали у римлян это поверье и тоже стали считать, что именно первые дни после зимнего солнцеворота были самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий.

Среди множества крестьянских календарных праздников особое место занимала масленица. Она была древнейшим истинно народным праздником, вобравшим в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Главной особенностью масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и весенним календарным праздникам.

Свое имя масленица получила от обильной масленой еды, которой полагалось угощать всю масленую неделю. Каждый из семи дней имел свое название. В понедельник была «встреча масленицы». Во вторник?– «заигрыши», то есть первые масленичные игры молодежи на деревенской улице и хождение ряженых по избам. Среда называлась «лакомкой» – во всех домах ставилось обильное угощение. Четверг был прозван «разгулом»: тут были и блины и гости и шумное веселье. В пятницу бывали «тещины вечерки», когда тещи затьев угощали блинами под веселую шуточную песню. В субботу были «золовкины посиделки», – на блины к молодым невесткам собирались родственники. А в воскресенье справлялись проводы масленицы. Главное масленичное угощение – блин – своей формой напоминал солнце, которое земледелец призывал к себе в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб. «Вот таким круглым, румяным и горячим ты должен быть теперь! Ведь скоро сев!»

«Ой, мы масленицу встречали,
Мы сыр с маслицем починали,
Мы блинками гору устилали,
Сверху маслицем поливали.»

Самым оживленным и многолюдным было расставание с соломенным чучелом – символом уходящей зимы. Его бросали в огонь, а когда костер догорал, собирали пепел и разбрасывали по полю. В понедельник с утра все принимались за подготовку в весенним работам:

«Ушла масленица в Ростов,
Унесла много хвостов.
Оставила хвостик
На великий постик!».

День проводов масленицы – «прощеное воскресенье», последнее перед началом Великого поста.

Продолжение следует

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий