Одним из ярких примеров бесконечных произведений является следующий:
«У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
Надпись написал:
У попа была собака, он её любил…»
И так далее, постоянно повторяя одно и то же.
Ещё один известный бесконечно повторяющийся текст – про белого бычка:
«– Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи…»
В сатирической иллюстрированной газете «Крокодил», выходившей с 1922 по 2000 годы три раза в месяц (тираж достигал 6,5 миллионов экземпляров), встречаются бесконечные произведения, среди которых была опубликована своя версия данного текста (здесь и далее в скобках указан год, номер и страница):
Тамара Жирмунская (1989. №3. С. 7).
СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА
Живу в Быкóво.
А что такого?
На зимней даче.
А как иначе?
Живу в раю:
ведром струю
ловлю, а сток –
за уголок.
Благодари,
что кран внутри,
удобства – хуже:
они снаружи.
Суп из пакетика –
вот вся эстетика.
Стихи и проза
как род наркоза.
Сижу, печатаю.
А напечатают?
Молодкой сдашь
в отдел поэзии,
когда издашь –
уже на пенсии.
А проза – это
мечта поэта.
Письмо в инстанции:
«Жду вашей санкции».
Ответ поэту:
«Бумаги нету».
Живу в Быково
(читать сначала)
Валентин Ладога (1954. №21. С. 5)
В КОМАНДИРОВКУ ЕДЕТ ПОЭТ…
Сшита супруге в дорогу панама,
Тестю и тёще дана телеграмма,
Куплены перья и кипы бумажные,
Разрешены все проблемы багажные,
Спиннинг уложен, заказан билет –
В командировку едет поэт!
Едет туда, где и в прошлом году
Лето провёл он в тенистом саду.
Там он напишет большую поэму
На актуальную, свежую тему.
Даст ей названье «Конец хуторам».
Ритм её будет: трам-та-ра-рам…
Прибыл в деревню он точно по плану
И окунулся не в жизнь, а… в сметану.
Вишни из сада, опята из рощи,
Да и блины бесподобны у тёщи!
А уж наливки, наливки у тестя!
Выпьешь графинчик – и ляжешь
на месте.
В речке пузатые ходят лини.
Всё вдохновенье забрали они!
Утро займётся – поэт на реке,
Солнце пригреет – поэт в гамаке,
В полдень проснётся – обедать пора.
Что тут напишешь? Такая жара!
Съев с аппетитом десяток карасиков,
Снова ложится на несколько часиков.
Снизу пушистая зелень газона,
Сверху душистое море озона.
Бдительных родственников «гарнизон»
Оберегает писательский сон.
Люди мечтают о встрече с поэтом,
Люди к поэту идут за советом,
Но неприступна запретная зона:
Тёща – не шуточная оборона!
Время летело безоблачно ясное,
Командировка – штука прекрасная!..
Думал поэт, отдыхая в тиши:
«Сколько героев тут! Сядь и пиши.
Только узнать бы, где к полю дорога…
Ну, да успеется! Времени много».
…Дни пролетели и стали короче.
Как-то проснулся поэт среди ночи,
Глянул в бумаги свои, в кошелёк –
Средства иссякли, кончился срок.
Ну, а поэма «Конец хуторам»?
Так и застыла на трам-та-ра-рам.
Дни пронеслись, как рысистые кони.
Снова поэт наш в мягком вагоне.
В голову лезет всякая всячина –
Всё же изрядная сумма потрачена!..
Впрочем, напрасно встревожен поэт,
Для беспокойства причины тут нет.
Вот он вернётся – ему ль не почёт?
– Батенька, полно, какой там отчёт!
Стану ли спрашивать, сколько вы тратили,
Ваши приятели братья-писатели?..
Тиснут печать, да и горюшка мало!
Год пролетит, и… (читай всё сначала).
Перевёл с украинского
Валентин Корчагин
Любопытен визуальный пример из ресторанной сферы (1971. №18. С. 10):
Как видно, на страницах газеты «Крокодил» под зацикленность попала даже «Репка» (1963. №14. С. 5).
Бесконечность однообразия характерна для жизни в целом:
Вадим Бабичков (1977. №26. С. 11)
ТРУДОВАЯ НЕДЕЛЯ
Да, понедельник – день тяжёлый:
Как на часы я ни глядел,
Всё шёл, и шёл, и шёл он,
А я сидел, сидел, сидел.
Зато во вторник нужным делом
Я занимался и устал:
Я джинсы сыну завотделом
В заплатах кожаных достал.
Таких штанов в продаже нету,
И я буквально сбился с ног…
Зав на день дал отгул за это
И лучше выдумать не мог!
В четверг с утра был занят очень:
Писал отчёт. И вдруг сосед
Роняет, как бы между прочим,
Что воблу привезли в буфет.
Пришлось заняться срочно пивом,
Достали с горем пополам,
И долго дружным коллективом
Стучали воблой по столам…
И пиво пили и травили
За анекдотом анекдот,
Но и про дело говорили –
Про эффективность и про НОТ.
Договорились мы, что с НОТом
Тянуть не может наш отдел –
Идёт работа, как по нотам,
У тех, кто НОТом овладел.
А тут ещё прибавил кто-то
Уже совсем в шестом часу:
«Конечно, нам нельзя без НОТа,
Но нам нельзя и без АСУ!».
Идёт к концу наш рыбный
завтрак,
Пора с работы уходить,
И мы решили прямо завтра
НОТ и АСУ АСУществить!
Однако в пятницу работа
Не задалась нам отчего-то:
До НОТа разве, до АСУ?
Когда суббота на носу?
. . . . . . . . . . . . .
А понедельник – день
тяжёлый…
Стоит пояснить, что НОТ = научная организация труда. АСУ = автоматическая система управления.
В следующем произведении бесконечная ситуация приобретает вид абстракции:
Михаил Владимов (1963. №34. С. 11).
КАНИТЕЛЬ
Полдень к Понедельнику пришёл,
Заявленье положил на стол.
Тот сказал: Я справку в главк пишу!
Обратиться к Вторнику прошу…»
Вторник разобрался без труда:
«Этим занимается Среда!».
А Среда: «Я на бюро бегу!
Мой совет – зайдите к Четвергу».
Но Четверг уехал на футбол…
Посетитель к Пятнице зашёл.
Пятница готовила отчёт:
«Пусть Суббота дело разберёт!»
А Суббота: «Что вы, милый мой!
Я ж короткий день, предвыходной!
Отдохните вы у Воскресенья,
Понедельник вынесет решенье!»
Вот Неделя новая настала,
И… теперь читайте всё сначала!
Зацикленность событий приводит к снятию ответственности (1963. №29. С. 15).
Однако порочный круг возникает не только из-за внешних обстоятельств, но и по причине переменчивости желаний самого человека (рисунок внизу, 1982. №31. С. 10).
Так что, может быть, не стоит жаловаться на однообразие жизни и попытаться самому сделать что-нибудь из ряда вон выходящее, но обязательно хорошее.
Крокодил — журнал
Но за статью мерси. Давно искал стихи про понедельник день тяжёлый . С детства помню немало материала в целом, и из крокодила, и из юности, и из науки и жизни, и из человек и закона…
— но не полностью