zm2-640x360

Симфония

СИМФОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ОРКЕСТРА, ОБЫЧНО В ТРЕХ ИЛИ ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ, ИНОГДА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ГОЛОСА.

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Слово это очень древнего происхождения и в переводе с греческого буквально означает «созвучие». Греки времен Софокла и Аристотеля называли так благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение хора или ансамбля в унисон. Древние римляне обозначали этим словом инструментальный ансамбль или оркестр, то есть «созвучие» инструментов. В эпоху Возрождения симфониями считались многоголосные инструментальные эпизоды (вступления, интермедии) в крупных вокальных произведениях.
Итальянские композиторы 17 в. часто обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям «прелюдия» или «увертюра». Около 1680 г. в оперном творчестве А.Скарлатти установился тип симфонии как инструментальной композиции в трех разделах (или частях), построенной по принципу «быстро- медленно- быстро».

Лишь в 18 веке симфония становится самостоятельным жанром и начинается её блестящий путь в европейской и мировой музыке.

В современном понимании симфония – это крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из нескольких частей, связанных между собой по смыслу, с широким кругом образов.
Ранние симфонии принадлежат итальянским и французским композиторам: Джованни Саммартини и Франсуа Госсеку. Однако «отцом» симфонии считается австрийский композитор Йозеф Гайдн- один из основоположников венской классической школы. Это музыкальное направление сложилось в Вене во второй половине 18 века. Гайдн нашел идеальную форму симфонии, которая способна вместить глубокое содержание.

Построенная по одному принципу, она в то же время допускает множество индивидуальных решений, не сковывает творчество композитора.

Классическая симфония состоит из четырех контрастных, взаимодополняющих и идущих друг за другом в определенной последовательности частей. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл. Первая часть наиболее активна, энергична, драматична, в быстром темпе. Для неё композиторы избирают одну из самых сложных музыкальных форм- сонатное аллегро. Эта форма дает возможность сопоставить контрастные, и даже конфликтные образы, которые развиваются и в результате приобретают новый характер, новые черты. Вторая часть- медленная, в темпе анданте или адажио. Музыка задумчивая, лирическая, сосредоточенная, глубокая, иногда скорбная, погружается в раздумье о цели человеческой жизни, о вечной красоте природы. Это передышка после бурных событий первой части. Третья часть- жанровая танцевальная- менуэт и скерцо. Третья часть обычно отвлекает нас от серьезных проблем, напоминает об иных сторонах жизни: это минуты отдыха- игра, веселье, живые картинки народного быта. Четвертая часть- финал, часто пишется в форме рондо («круг», «хоровод»). Это итог всего цикла, вывод из всего, что было сказано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Музыка финала обычно устремлена вверх, она праздничная, ликующая, жизнеутверждающая, торжественная, победная.

Более ста симфоний написал Йозеф Гайдн. Некоторые из них имеют названия: «С ударом литавр», «Сюрприз», «Часы», «Военная», «Прощальная», и т.д. Музыкальные темы симфоний близки народным немецким, австрийским, славянским мелодиям. Задушевная лирика чередуется с живостью и юмором. Многогранность музыки Гайдна, его способность «балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать», высоко ценил его преемник Моцарт, автор пятидесяти симфоний.

Моцарт с удивительным мастерством показывает жизнь в её контрастах, переходя от шутки к серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике. Вершиной классического симфонизма стали три его произведения: №39, №40, №41(«Юпитер»).
Симфонии Й.Гайдна и В.Моцарта- блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом.

На новый уровень вывел симфонию Бетховен. В творчестве немецкого композитора она стала инструментальной драмой шекспировского масштаба. Его девять симфонических произведений – новое слово в музыкальном искусстве. Они насыщены образами борьбы, в них отразилась эпоха французской революции. В центре- героическая личность, готовая к единоборству с судьбой, самопожертвованию, подвигу. Этот героический порыв звучит в симфониях: Третьей- «Героической», Пятой и Девятой. Романтическая симфония. С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век. Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта динамического диапазона, богатство образности, виртуозность и драматичность, иногда неожиданность появления и многозначность тем- все это расчистило путь композиторам романтической эпохи. Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности. Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей. Когда логика и упорядоченность классицизма уступили место субъективизму и непредсказуемости, характерным для искусства романтизма, форма многих симфоний стала пространнее и фактура тяжелее.

Понимание симфонии как высшей формы инструментальной музыки свойственно композиторам 19 века. Шуберт, Шуман, Мендельсон. Берлиоз, лист- каждый по-своему развивали тип романтической симфонии.
В русской музыке величайшим симфонистом был П.Чайковский. Им написано шесть лирико-драматических симфоний. Это волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. У героя П.Чайковского благородная красивая душа, светлые и чистые устремления. Он мечтатель и поэт, его чувства высоки и прекрасны.

Различные виды русской симфонии создавали Бородин, Глазунов, Калинников, Скрябин, Рахманинов. Глубоко национальны по содержанию и монументальны по форме симфонии А.Бородина.

Двадцатый век. Резким контрастом к разросшимся позднеромантическим циклам Малера явились тщательно отделанные неоклассические симфонии таких французских авторов, как Д.Мийо и А.Онеггер. В неоклассическом стиле писал русский автор И. Стравинский, который наполнил традиционные симфонические формы новым мелодическим и тонально-гармоническим материалом. Немец П.Хиндемит тоже сочетал формы, пришедшие из прошлого, с остро индивидуальным мелодическим и гармоническим языком.

В 20 веке симфония привлекает внимание разных композиторов, среди них Мясковский, Прокофьев, которые создали выдающиеся образцы симфонии. Но центральное место этот жанр занимает в творчестве Д. Шостаковича. Великий композитор написал пятнадцать симфоний. Его первая симфония, дипломная работа, удивляет непосредственностью, легкостью и вполне зрелым мастерством. Особой популярностью пользуется симфония №7 «Ленинградская». Композитор написал её в осажденном Ленинграде. Она возвещает о коварном нападении фашистов, об их жестокости, о горе и страданиях советских людей. Величайшей находкой Дмитрия Шостаковича стала тема нашествия. Короткая, простая мелодия, похожая на марш повторяется несколько раз с включением все новых и новых инструментов и превращается в образ бесчеловечной, разрушительной силы. Последнюю пятнадцатую симфонию Д.Шостаковича можно считать его музыкальной автобиографией.

Сочиняя симфонии, композиторы вольно или невольно наделяли музыкального героя своими чертами, мыслями, через его поведение выражали чувства, желания, надежды. Они искали себя в музыкальном герое и музыкального героя в себе.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий