Автопортрет

Самобытный модернист

«Посредине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться: купим большой стол, большой самовар, будем пить чай и говорить о живописи
и об искусстве»
Нико Пиросмани

Нико Пиросмани, настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (1862–1918) – один из самых романтизированных мастеров истории искусства, выдающийся грузинский примитивист, бродячий живописец.

В историю мирового искусства имя Нико Пиросмани вошло благодаря счастливой случайности: в 1912 году молодые художники, студенты Императорской Академии художеств Илья Зданевич (будущий писатель, поэт, футурист, теоретик русского авангарда и дада) и Михаил Ле-Даньтю (кубист, участник знаменитой выставки «Ослиный хвост»), а также Кирилл Зданевич (кубофутурист, основатель «оркестровой живописи» и «всёчества») гостили в Тифлисе (старое название столицы Грузии, сегодня это Тбилиси). «Летним вечером, – вспоминал Кирилл Зданевич, – когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на жёлтом фоне теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы втроём, бродя по городу, подошли к вокзальной площади…Приглушённые звуки восточной музыки, доносились из раскрытых настежь дверей и окон… Круглые фонари освещали вывески, манящие обещанием угостить посетителей знаменитыми грузинскими яствами… Одна из вывесок большого размера привлекла наше внимание. Буквы на жести сообщали, что перед нами – «Трактирное заведение «Варяг»…Крейсер, именем которого названо заведение, был изображён стремительно скользящим по морю, дымящим своими трубами, с развевающимися на мачтах Андреевскими флагами. Из стволов орудий вырывалось пламя, и круглые клубы дыма улетали к небу, а бурные волны бились о рамы вывески…, и мы вошли в большой и просторный зал «Варяга»...На стенах висят картины… Смотрим на них изумлённые, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали».

Автором этих работ оказался местный грузинский мастер-самоучка, бедный и бездомный бродячий живописец Нико Пиросманашвили, украшавший вывесками, картинами и стенными росписями Тифлисские духаны (трактиры и питейные заведения). Дело в том, что красочно расписывать стены гостиных, подъездов, частных и доходных домов, магазинов и ресторанов было в Тифлисе давним обычаем. В городе существовал специальный живописно-малярный цех, художники которого профессионально занимались таким ремеслом. Заказчиков всегда было много: старый Тифлис начала XX века – это большой, гостеприимный и уютный город, всегда открытый для веселья и любого праздника. Более пятисот различных ресторанов и духанов зазывали жителей и гостей Тифлиса откушать вкусных блюд и чудесно провести время в традиционной, радушной национальной атмосфере, красочный колорит которой и создавался трудом профессиональных и уличных мастеров. Самым известным среди них был Нико, его называли «духанный живописец» и чаще других приглашали делать вывески, красить стены и писать картины. По обыкновению, хозяева духанов не платили ему за работу, они просто кормили Нико обедом или давали ему хлеб и стакан вина, позволяя ночевать в своём дворе.
Нико работал быстро, никогда не переписывал свои творения и имел привычку подписывать свои работы сокращённо. Вариантов таких сокращений было несколько, но именно «Пиросмани» прижилось и осталось в истории. Писал Пиросмани интуитивно, так, как чувствовал, как видел и мыслил тот мир, в котором жил. Законов академической живописи он не знал и не мог знать просто потому, что был человеком неграмотным, и по воспоминаниям людей, знавших его, был «не от мира сего». Однако все без исключения картины, созданные художником, казались зрителю реальным отражением Вечности, божественной гармонии Рая, воплощением мечты о Счастье и Добре.

«Моя кисть сама рисует», – часто говорил Пиросмани и вряд ли он задумывался при этом о той волшебной магии, которая звучит в его работах. Художник просто писал свою любовь – сагу о Грузии, историю её народа и повседневную жизнь: крестьянский труд, церковные праздники и молебны, весёлые свадьбы и традиционные застолья, портреты своих друзей и сказочных персонажей, природу и, конечно, животных, «друзей своего сердца», так похожих на людей. Также интуитивно Пиросмани находит особенный «холст» для своей живописи – техническую чёрную клеёнку. Качественная, прочная и эластичная клеёнка, была прежде всего интересна художнику своим цветом – плотный чёрный всегда был для Пиросмани цветом Космоса, цветом рождения новой жизни и, одновременно её ухода в Вечность. Так он чувствовал и поэтому всегда оставлял не закрашенным чёрный цвет клеёнки, который в зависимости от сюжета, мог служить и фоном картины, и частью изображения, и особой деталью. Кроме того, именно благодаря чёрному цвету клеёнки скромная палитра художника зазвучала новыми красками: на фоне чёрного прозрачный жёлтый мог быть зелёным, красный превращался в розовый, вишнёвый или гранатовый, белый становился то серым, то голубым или сиреневым. Чёрный помогал высвечивать контуры, создавать блики и будить воображение, заставлял зрителя додумывать историю, спорить с художником и почти всегда соглашаться с ним, не понимая при этом, что именно чёрный цвет растворил зло бытия и осветил путь добра.

В феврале 1913 года в газете «Закавказская речь» появилась первая статья о Пиросмани. «Он ставит удивительные цветовые задачи и удивительно умеет их решать», – писал в ней Илья Зданевич. В марте того же года в Москве прошла выставка «Мишень», картины Пиросмани были представлены здесь вместе с произведениями известных модернистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. В 1916-ом в родном Тифлисе состоялась однодневная выставка работ художника. Спустя почти пятьдесят лет, в 1969-ом в Париже, в Лувре была отрыта персональная выставка живописи Нико Пиросмани, его искусство стало известным всему миру и прозвучало как одно из великих открытий современности, а творчество художника было поставлено историками искусства в один ряд с творчеством знаменитых художников-модернистов, среди которых Клод Моне, Поль Сезанн, Огюст Ренуар и Пабло Пикассо.
Елена Жирова

Оставить комментарий