Люди будут всё лучше и лучше понимать, что я открывал двери в иное будущее, противодействуя ложным идеям и позициям фанатиков
Хуан Миро
Хуан Миро (кат. Joan Miró i Ferrà, 1893–1983) – великий испанский художник, график и скульптор, один из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений искусства XX века.
Имя Хуан Миро на родном художнику каталонском языке пишется и произносится как Жоан, но музеи мира, исследователи и хранители коллекций произведений Миро предпочитают испанское произношение его имени – Хуан. Интересно, что при этом сам Миро, каталонец по рождению и испанец по национальности, подписывал свои работы по-французски, потому что
французский язык был для него языком поэзии, а различий между живописью и поэзией он никогда не делал: «картина для меня, – говорил Миро, – сродни вспышке. Она должна ослеплять, как красота женщины или поэзия!».
Миро принято считать сюрреалистом – он искренне верил в правоту подсознательного и непосредственного, примыкал к этому течению и, по словам французского писателя Андре Бретона был «самым красивым пером на шляпе сюрреализма». Многие называют Миро абстракционистом, вернее «духовным отцом» современного авангарда. Однако, Жан Луи Прат, близкий друг Миро и всемирно известный историк искусства, считал, что «живопись Миро не была ни абстрактной, ни фигуративной. Язык его живописи особенный, очень поэтичный, в нём сконцентрировано совершенно иное художественное мышление».
Рисунок увлекал Миро с детства, это был единственный род занятий, любовь к которому сохранилась на протяжении всей его долгой и радостной творческой жизни. В школе он с удовольствием посещал классы рисования, много занимался самостоятельно. Через несколько лет после окончания школы поступает в Высшую школу изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне. В 1919 году Миро уезжает Париж. Здесь он знакомится с художниками, поэтами и писателями, среди которых были его будущие друзья – Пабло Пикассо, Андре Бретон, Жак Дюпен, Эрнест Хемингуэй, Луи Арагон, Макс Эрнест, Рене Магритт. Миро принимает участие во всех выставках и очень много пишет, пробует себя в традиционных жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, работает практически во всех направлениях живописи: фовизм, кубизм, реализм, сюрреализм и абстракционизм; использует различные техники – шелкография, литография, гравюра, керамика и скульптура; экспериментирует с различными материалами: делает рисунки на просмоленной и наждачной бумаге, включает в них различные предметы (камешки, верёвочки, кусочки дерева, ракушки), пишет яйцом по мазониту и маслом по меди. Например, работы Миро «Ферма» и «Огород с ослом» написаны в жанре, который сам художник назвал поэтический реализм: подробно вырисовывая мелкие реалистические детали, он одновременно погружает их в сказочно-фантастическое пространство света и цвета. Кстати, картиной «Ферма» был очарован Э. Хемингуэй: «Я не променяю «Ферму» ни на одну картину мира, – писал он, – в ней есть одновременно то, что ты чувствуешь к Испании, когда ты там и когда тебя там нет. Никто другой не смог бы так выразить эти две противоположности в одной картине». Продолжая комбинировать абстрактные и реальные формы, Миро создаёт для себя иную плоскость выражения, способную вместить причудливые образы воображаемого художником живописного мира. Так, в картинах «Распаханное поле», «Каталонский пейзаж», «Голландский интерьер» и многих других рождается необыкновенно добрый символический сюжет, многократно повторяющийся в своей основе – желания Миро показать художественную красоту счастья и душевного равновесия.
Современники называли Миро «мастером от Бога», потому что в процессе своего творчества художник был фантастически одержим светлым и радостным чувством понимания гармонии мира. Он постоянно искал и всегда находил ту единственную, почти осязаемую, форму передачи этого состояния, создав целый ряд сюрреалистических шедевров, например, «Тайны и Созвездия», Любовь к женщине», «Живопись», «Ласточка. Любовь», «Лестница, ведущая к выходу», «Песнь соловья в полночь и утренний дождь». Стремясь выразить нечто вечное и важное, он интуитивно создал особый язык «каракуль» (искусствоведы назовут их священными для искусства), благодаря которому состоялась наша встреча с вечностью, сегодня, к сожалению, понятная только детям и редкому взрослому. Таинственные символы, чистый цвет, мягкие переходы и переливы созвездий миров, образная причудливость и особое дыхание работ Миро приглашают нас к общению, заставляют учиться и понимать этот мир.
Принять искусство Миро бывает непросто, но очень важно перечитать строки из его писем: «Сегодня мои молодые современники знают, как следует бороться, когда они бедны, однако всё прекращается, как только их положение улучшается. По сравнению с этими людьми, которые в возрасте 30 лет начинают свой позорный распад, как же я восхищаюсь такими художниками, как Боннар и Майоль! Эти двое продолжали бороться до последнего вздоха. Каждый год их старости означал новое рождение. Старея, великие продолжают развиваться и расти». Пожилой Миро продолжал создавать живые, яркие полотна, не беспокоясь о том, как они выглядят в современном срезе искусства.
Конечно, творчество большинства представителей модернизма объединяет поэтика наполненности многими течениями. Все они участвовали в различных движениях, искали свой собственный, индивидуальный стиль и возможность выразить личные устремления. Но фирменным знаком Миро навсегда останется внутреннее состояние его искусства – удивительно спокойное, умиротворенное и необыкновенно радостное.
Елена Жирова.