Четыре фамилии, изначально представлявшие это большое семейство, – валторны (или рога), трубы, тромбоны и тубы – со временем изрядно перемешались и представили потомкам несколько характерных гибридов, которые, с одной стороны, обогатили звучание симфонического оркестра, а с другой – добавили блеска и мелодичности звучанию оркестра военного. …Медные необходимы, когда речь идёт о передаче впечатлений о пространствах любого, даже немыслимого, масштаба... Генератором звука, как и встарь, являются… губы исполнителя.
Корнет (Cornet)
Французское название инструмента корнет-а-пистон – рожок с пистонами (поршневыми вентилями). Сконструирован в Париже в 1820-х годах. Это не труба, а прямой потомок почтового рожка, потому можно считать его родственным валторне. Современный корнет, несмотря на свою компактность, «свёрнутость», становится все больше и больше похожим на трубу.
Самая известная особенность инструмента заключается в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большой беглости и виртуозности.
Героические интонации трубы у корнета отсутствуют, но, с другой стороны, он способен на теплоту и сочную мягкость звука, ассоциирующиеся только с валторной. Это определило его роль и место в оркестре: корнет с успехом ведёт порученную ему мелодическую линию, к тому же, в сочетании с другими инструментами, звучит не хуже, чем труба.
Флюгельгорн (Flugelhorn)
Название инструмента образуется из двух немецких слов: Flűgel – «крыло» и Horn – «рог». Секрет его будет разгадан, стоит лишь взять флюгельгорн в руки. Увеличенное сечение конического канала, более широкий, чем у трубы, раструб заставляют второй виток трубки отклоняться наподобие приподнятого крыла птицы, готовой взлететь. Флюгельгорн, напоминающий одновременно и трубу, и корнет-а-пистон, и впрямь «крылат». На нём чаще импровизируют, чем играют по нотам. Джазовые трубачи любят флюгельгорн за его мягкий валторновый звук.
Инструмент более популярен в Европе, чем в Америке. В Италии, например, до сих пор встречаются четыре его редкие разновидности.
Тромбон (Trombone)
Тромбон – слово итальянского происхождения (итал. trombe – это труба, trombone – большая труба). Английский предок тромбона именовался сэкбат (сакбат, sackbut) и был довольно схож с современным инструментом. Считается, что за последние пятьсот лет тромбон практически не изменился. Это не совсем так. Менялись размеры инструмента, формы мундштука и раструба. Мастера добивались от тромбона того же, чего и от других инструментов – идеального звучания. Основная отличительная черта тромбона – его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента. Когда она выдвигается – звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.
Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»). Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения
тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно. Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот – это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса
Армстронга (1901–1971).
Глиссандо представляется довольно естественным штрихом для такого своеобразного инструмента, как тромбон, но в академической музыке его применение долго не допускалось и считалось признаком дурного вкуса. Первыми авторами, которые совершенно независимо друг от друга преодолели эту традицию, были Александр Глазунов (1865–1936) и Арнольд Шёнберг (1874–1951).
При игре инструмент удерживается левой рукой за стойку мундштучной части трубки так, чтобы мундштук упирался в губы. Правая рука при этом управляет кулисой с помощью отдельной распорки. Для положения кулисы при игре предусмотрено семь позиций. На первой (самой высокой) позиции кулиса полностью задвинута, на седьмой (самой низкой) – полностью выдвинута; с каждой очередной позицией звук понижается на полтона.
На U-образном сгибе неподвижной (мундштучной) части инструмента находится подвижный настроечный крон. На поперечной распорке устанавливается противовес, ведь общая длина всех трубок инструмента около трёх метров и при полностью выдвинутой кулисе тромбон начинает, что называется, «перевешивать» тромбониста. Клапан для вывода конденсата расположен на подвижной части трубки – кулисе.
В современном оркестре группа тромбонов, как правило, состоит из трёх инструментов; это – два теноровых и один басовый тромбоны.
Диапазон тромбона около 2, 5 октав, строй тенорового – in B, басового – in F (на чистую кварту ниже).
Тенор-бас-тромбон – важнейший из видовых инструментов группы тромбонов – представляет собой теноровый тромбон in B с так называемым квартвентилем – приспособлением, состоящим из петли дополнительной трубки, встроенной в U-образное колено, чтобы при подключении обеспечить извлечение основного тона F. Подключение осуществляется поворотным вентилем, управляемым левым
большим пальцем и действующим наподобие валторнового вентиля.
Тенор-бас-тромбон, предназначенный для исполнения главным образом низких партий басового тромбона, имеет увеличенный канал и трубку, снабжённую небольшой кулисой. Квартвентиль фактически превращает один инструмент в два или даже в три, если считать имеющийся в конструкции инструмента дополнительный крон Е. По значимости это сравнимо с изобретением двойной валторны, ведь с помощью квартвентиля обеспечивается неограниченный доступ как к теноровому, так и к басовому регистрам.
Валторна (French horn)
Если звучание трубы оттеняет героические мотивы, тромбона – духовное и потустороннее начала, то сфера валторны – это волшебство. Почти во всём мире валторну (что в буквальном переводе с немецкого означает «лесной рог») почему-то называют «французским рогом». Исключением считается Франция, где её принципиально так не именуют. Достоверно известно, что валторна создавалась и развивалась главным образом в Германии, так что более обоснованным было бы называть её «немецким рогом».
Предшественники современной валторны – охотничий рог, а вслед за ним так называемая натуральная валторна.
Вентильная, или хроматическая, валторна была изобретена силезскими мастерами Штёльцелем и Блюмелем в 1818 году и тогда же запатентована. Через два года весть о новом «немецком роге», да и сам рог, достигли Парижа, где французский музыкант ПьерЖозеф Эмиль Мейфред (1791–1867) несколько усовершенствовал инструмент. И только в 1835, то есть спустя 15 лет, вентильная валторна появилась в оркестре. В ранних партитурах Вагнера натуральные и вентильные валторны используются совместно. Одно из первых крупных произведений, предназначенных именно для вентильной валторны с фортепьяно – Адажио и аллегро Шумана (соч. 70) датируется
1849 годом, но и двадцатью годами позже композиторы ещё обращались к натуральному прототипу инструмента. В особенности когда звучанию оркестра надлежало воссоздать атмосферу первозданной «лесной романтики».
Тёплый и бархатистый тон валторны трудно спутать со звучанием других медных духовых, но колористические возможности инструмента могут быть расширены ещё и за счёт специального приёма – введения кисти руки в раструб во время игры. В результате получаются закрытые, или застопоренные, звуки – ещё более необыкновенные, таинственные, создающие любопытный пространственный эффект мгновенного отдаления инструмента.
Современная вентильная валторна обладает внушительным диапазоном (3,5 октавы), и это благодаря тому, что она представляет собой как бы два инструмента, «вписанные» один в другой. Утвердившийся в настоящее время в оркестре инструмент – результат совмещения его ближайших предшественников: валторны in B и валторны in F. Общая длина трубки за счёт этого совмещения составляет 518 сантиметров. У инструмента три основных вентиля, которые при помощи поворотных рычажков управляют удвоенным числом вентильных трубок. Четвёртый вентиль, дополнительный, приводится в действие большим пальцем, обеспечивая переключение из строя F в строй B и наоборот. Переключение может происходить в любое время и в любом регистре диапазона. Мундштук – конический,
воронкообразный, отличающийся от мундштуков иных медных духовых инструментов.
В симфонических партитурах XIX–XX веков чаще всего фигурируют четыре валторны, двум из которых поручаются высокие, а двум другим – низкие партии. В больших оркестрах число валторн может увеличиваться до шести-восьми.
Баритон (Baritone)
Название «баритон» применяется к этому медному духовому инструменту наиболее часто, но случается, его называют и «тенор», и «тенор-туба». В 30-х – 40-х годах XIX века, когда конструкция баритона только складывалась, для него было придумано ещё одно название – эвфониум (от греческого «euphonos», что означает «благозвучный», «сладкоголосый»).
Призвание баритона не только военная музыка. Инструмент получил широкое распространение в духовых оркестрах, где его характерный тон можно услышать и в сольных эпизодах. Точно так же, как и в названии, в конструкции инструмента случаются различные вариации. Встречаются 3-х, 4-х и даже 5-вентильные баритоны. Каждый из дополнительных вентилей открывает боковик, за счёт которого тон инструмента несколько понижается. При общей длине всех трубок в пределах трёх метров баритон довольно компактен – около 60-70 сантиметров в длину.
Мундштук баритона и родственных ему вариаций чашеобразный и довольно глубокий по сравнению даже с мундштуком тромбона, что и помогает получить характерный для этого инструмента мягкий и пряный тон.
Туба (Tuba)
Латинское слово туба (tuba) переводится как «труба». Ну что ж, будем считать, что из уважения к самому низкому голосу среди всех медных этот инструмент зовут его латинским именем.
Благодаря широкому коническому каналу, широкому раструбу и глубокому чашеобразному мундштуку туба имеет не только самый низкий, но и необыкновенно мягкий, глубокий тон, сходный скорее с тембром валторны, чем тромбона или трубы. Тубу выделяет и её размер. Это самый крупный инструмент в своей группе и один из крупнейших духовых в оркестре.
В Древнем Риме тубой называли бронзовый цилиндрический и прямой духовой инструмент длиной до полутора метров, применявшийся в военном и церемониальном обиходе. Современная туба – один из самых молодых членов семейства. Она появилась на свет уже с полноценной вентильной системой (число вентилей 3 – 4, реже 5 или 6).
В состав симфонического оркестра туба была введена Рихардом Вагнером. Соло для тубы встречаются в оркестровых партитурах Густава Малера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и других авторов. В XX веке впервые была написана соната для тубы. Её автор немецкий композитор Пауль Хиндемит (1895–1963).
Вагнеровская туба (Wagner tuba)
Инструмент с таким названием действительно обязан своим рождением маэстро Рихарду Вагнеру. Композитору потребовалось своеобразное звуковое «соединительное
звено» между валторнами и тромбонами для исполнения его впечатляющего оперного цикла «Кольцо нибелунга» (1876). По замыслу Вагнера, на таких тубах должны были играть валторнисты. Мрачное и величественное звучание инструмента неоднократно привлекало внимание композиторов XIX и XX века – Брукнера, Р. Штрауса, Стравинского и других. Конический канал вагнеровской тубы расширяется постепенно и переходит в скошенный длинный раструб; при игре инструмент держат на коленях. Диапазон вагнеровской тубы около трёх октав, строй варьируется: существуют теноровые инструменты in B и басовые in F. В партитурах опер вагнеровского «Кольца» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов») фигурирует квартет вагнеровских туб: два теноровых и два басовых инструмента.
Сузафон (Sousaphone)
Сузафон (соузафон) – медный духовой инструмент, род басовой тубы в строе Es или B с тремя, или четырьмя клапанами – назван в честь его изобретателя, американского дирижёра Джона Соуза. Сузафон используется в военных духовых оркестрах и прекрасно выглядит и звучит даже на марше. Его раструб сияет, как солнце, возвышаясь над головой исполнителя. А длинная четырёх-пяти с половиной метровая трубка опоясывает его, словно мифический змей. Сузафон производится с 1898 года, в последнее время основную трубку инструмента делают из фибергласса.
Лев Залесский.