«Я не верю, что скульптура или живопись может быть включена в первоначальную основу проекта. Сначала архитектор должен работать один, я считаю, что важнее всего чистая конструкция сама по себе»
Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) – немецкий архитектор, дизайнер, художник, автор идеи «универсальной архитектурной формы», основоположник «интернационального стиля», представитель функционализма.
В 1913 году в Берлине открылось новое проектное бюро, имя его основателя и владельца тоже было новым – Мис ван дер Роэ, именно такую фамилию, благородную и благозвучную, решил взять себе молодой талантливый и, безусловно, амбициозный архитектор Мария Людвиг Михаэль Мис. Изменение имени в самом начале карьеры было для него подобно символическому рождению собственного стиля в архитектуре, основой которого стал функционализм и математически точная пропорция геометрических форм.
«Я понимал тогда, – вспоминал Мис, – что архитектура – это не только новые формы. Я старался понять, в чем состоит ее главная задача. Я старался найти ответ…». Мис объединяет вокруг себя архитекторов-авангардистов, организовывает выставки, издает журнал и осуществляет пять экспериментальных проектов. Это, в частности, проект небоскреба в Берлине, административное здание из железобетона и загородный дом из кирпича. Вместо отдельных, вставленных в стены окон, он применяет здесь сплошные остекленные поверхности: подобно гигантским зеркалам они отражают соседние дома и ландшафты, и таким образом, конструкция здания как бы растворяется в окружающей среде и отступает на второй план, а пространство словно перетекает сквозь дом, растворяясь в интерьере. Однако, первоосновой архитектуры этих сооружений-макетов была именно конструкция здания, его каркас. Выполненный в строгой геометрической форме, он был полностью отделен от внутреннего заполнения, что позволяло делать подвижными внутренние перегородки помещений и, тем самым, планировать их различными по форме и размеру. Эта новая концепция стала прообразом основного типа проектирования в архитектуре 1920-х, 1930-х годов.
В 1929 году Мис ван дер Роэ проектирует и возглавляет строительство павильона германии на международной выставке в Барселоне. Отдавая предпочтение идеальной геометрической внешней форме, он более ценит внутренне пространство, стремится освободить его от несущих стен, преследуя цель создания «универсальной архитектурной формы»: единое внутренне пространство должно давать максимум возможностей для самого разнообразного использования интерьера. Сделав несущие стены свободными, Мис понял, что открыл совершенно новый принцип в архитектуре – тяжесть конструкции была перенесена на отдельно стоящие стальные стойки. Внешние стены, благодаря этому, были выполнены из тонких декоративных материалов: кровля опиралась на отдельно стоящие ассиметричные стены из оникса, травертина, зеленого мрамора и стекла различных оттенков. В самом павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Интерьер разделяли прозрачные, дымчатосерые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Две подсвеченные плоскости из травленого стекла создавали эффект светящейся стены, а зеркальная гладь внутреннего и внешнего бассейнов только подчеркивала эффект свободно перетекающего пространства, причудливой игры природы. Выставочный павильон по четкости форм и красоте применяемых материалов не только оказался сам выставочным экспонатом, но и принес Мису мировую известность.
После прихода к власти нацистов, Мис ван дер Роэ уезжает в США. Здесь для него открываются новые возможности, и он создает целую галерею сооружений-символов (Фарнсворт_Хаус, или «Стеклянный дом», дом «50 х 50»), получает приглашение возглавить архитектурную школу Иллинойского технологического института в Чикаго. В своей речи, при вступлении в должность, Мис излагает ряд важных программных задач:- «Длинный путь, который должен пройти материал до того, как он обретет целесообразную форму, преследует единственную цель – навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней. Мы стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей назначению. Мы стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши произведения излучали свет внутреннего горения». Мис развивает концепцию «универсального» здания – предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого равномерно расчленена повторяющимися стойками. Он получает заказ на проектирование и строительство комплекса зданий Иллинойского технологического института. Главной архитектурной темой этих построек стала единая модульная система, ей он подчиняет планировку помещений, интервалы между отдельными зданиями и членение фасадов. Отличающийся гармонией пропорций, скупостью средств и четкостью композиций ИТИ стал вершиной творчества Мис ван дер Роэ.
Еще одним значительным направлением деятельности архитектора было строительство небоскребов. Наиболее известные среди них – «Сигрэм Билдинг» в Нью-Йорке, «IBM Плаза» в Чикаго, здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесенные в число официальных достопримечательностей города, небоскребы в Торонто (Канада). Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий: «Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, – утверждает Мис,- скорее характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить». Небоскребы Миса и сегодня определяют облик американских городов.
Здание Новой национальной галереи в Западном Берлине стало последней постройкой Мис ван дер Роя. Знаменитый британский архитектор Дэвид Чипперфильд отмечает: «Это – Мис ван дер Роэ в чистом виде: здесь он практически заставляет исчезнуть архитектуру как таковую. Для здания – открытого, прозрачного, строгого – Роэ использовал лишь сталь, стекло и гранит. Здесь царят порядок и спокойствие, которые до сих пор служат эталоном для архитекторов. Это здание можно назвать стихотворением о современной архитектуре».
Геометрия пространства, или ясность прямого угла и параллельных линий, математическая чистота пропорций и внутренняя уравновешенность формы очаровывали Мис ван дер Роя, стали основой его эстетики и воплощением высшей гармонии.
Елена Жирова.