zm2-640x360

Дирижёр

Дирижёр выходит к своему пульту, приветствует публику и поворачивается лицом к музыкантам. Он должен их видеть, смотреть им в глаза, общаться с ними взглядом. Над оркестром поднимаются его руки, и от взмаха рождается музыка, которая заполняет все пространство концертного зала. Какова же истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром? Почему публика, выражая свое одобрение оркестру, вызывает директора, а знаменитый русский композитор Серов называет его «душою оркестра, солистов и хора»

Слово дирижёр на европейских языках звучит по-разному: немцы говорят – Dirigent, итальянцы – dirigente, французы – chef d’ orchestre, англичане– conductor. Но означает оно одно: глава, руководитель, директор, начальник. Поэтому его главная обязанность– следить, чтобы в оркестре текла деятельная и строго организованная жизнь. Жест дирижёра – это приказание, которое должно быть точным, ясным, продуманным.

Если понаблюдать за его руками, может показаться, что они исполняют какой-то замысловатый балетный танец. Только в настоящем балете танцоры подчиняют свои движения музыке, а здесь, наоборот: музыка подчинена движениям дирижёра. Язык дирижёрских жестов – особенный. Он, как и язык нот, понятен всем музыкантам мира. Однако, если ноты музыкального произведения всегда одинаковы, то жесты разных дирижёров, исполняющих одно и то же сочинение, заметно отличаются друг от друга.
Все дирижёры показывают музыкантам темп, ритм, динамику, характер, но каждый решает это по-своему.
На помощь рукам дирижёра приходят его глаза, мимика, поза. Иногда достаточно одного взгляда, чтобы выразить страдание, радость, напряжение или покой, царящие в музыке.

Не сразу дирижёры получили права на самостоятельное прочтение, токование, интерпретацию произведения, не сразу дирижирование стало искусством, покорение высот которого вызывает особое уважение представителей всех музыкальных профессий. Дирижирование в его примитивном виде родилось в незапамятные времена одновременно с совместным пением и игрой на музыкальных инструментах. Как только люди стали петь вместе, им пришлось научиться держать общий ритм и темп. В танцах и песнях первобытных народов ритм отбивали хлопками в ладоши, притопыванием ног, ударами в барабаны. В античном театре Греции руководители хоров и трагедий для того, чтобы добиться согласованной декларации и пения, привязывали к стопе ноги металлическую или деревянную подошву и ударяли ей об пол. Различный метр этих ударов имел свои названия, перешедшие затем в стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Издавна существовал и другой способ управления хором и инструментами. Его называют хирономией (греч.– рука, управляющая звуками). Это был сложный язык жестов наподобие языка глухонемых. Движениями пальцев рук руководитель словно рисовал в воздухе: показывал длительности и высоту звуков, рисунок мелодии.

В начале XVII века появились инструментальные ансамбли и оркестры. Роль дирижера-руководителя стал брать на себя ведущий музыкант – капельмейстер. Играя на скрипке или клавесине, он подавал сигналы музыкантам кивком головы, взглядом, взмахами смычка. Затем появилась идея освободить его от игры на инструменте, но он не хотел оставаться с пустыми руками и дирижировал нотами, свернутыми трубкой. Это орудие дирижирования именовалось харта. Иногда дирижёр подавал знаки платочком – в духе галантного времени. Маленькая палочка появилась в руке дирижёра в начале XIX века.
За многие годы способы дирижирования неоднократно менялись. Дирижеры находились на сцене, за сценой; перед оркестром, за оркестром, в середине оркестра; во время игры сидели, стояли, ходили; дирижировали в одиночку, вдвоём и даже втроём.
И все же дирижёр всегда был самым знающим, самым образованным музыкантом в оркестре, умеющим объяснить, как исполнить то или иное произведение.

Огромную роль сыграли композиторы-дирижёры, авторы исполняемых произведений. Одним из первых за пульт встал Йозеф Гайдн. Не раз за дирижёрский пульт становились Л. Бетховен, Г. Берлиоз, П. Чайковский, И. Брамс и др.

Задача дирижёра — превратить оркестр в единый многоголосный инструмент. Сотни оркестровых красок и звуковых приёмов, разнообразные голоса инструментов дают ему возможность ярко, выразительно и по-новому раскрыть музыкальное произведение.
Работа дирижёра очень ответственна: именно он представляет музыку публике, пришедшей в концертный зал.

Какими же качествами должен обладать человек, несущий такую высокую миссию. Требования к дирижёру действительно очень велики. Дирижер – это артист, художник и музыкант-исполнитель. Его инструмент – оркестр, а главная задача – внушить всем артистам, единое ощущение музыки, объединить их своей волей, из ста индивидуальностей создать единый организм, послушный каждому его движению.

Дирижер должен хорошо знать специфику и диапазон каждого инструмента, свободно читать оркестровую партитуру, обладать большим кругозором в различных областях музыки. Ему необходимо уметь разбираться в строении музыкальных сочинений, стилевых направлениях, особенностях музыкального языка разных эпох. Также дирижеру нужны выдающиеся природные способности, музыкальный слух и память.

Дирижер, как и любой исполнитель, должен владеть техникой. Дирижерский жест выражает всё: характер появления и прекращения звука, силу звучания, изменения темпа. Каждая рука дирижера живет самостоятельной жизнью. Палочку он держит в правой руке, она отбивает такт, а левая указывает нюансы, взывает оркестр к чувствам. Некоторые дирижёры предпочитают обходиться без палочки.

Репетиции и концерты требуют огромного физического и эмоционального напряжения. Поэтому дирижеру не меньше, чем артисту балета или спортсмену нужны крепкое здоровье, выносливость, умение управлять своим телом.

Профессия дирижера поднялась сейчас на необычайную высоту. Искусству дирижирования обучают в музыкальных учебных заведениях. Известные крупные дирижеры Ш. Мюнш, Г. Вуд, Н. Малько, К. Кондрашин, Г. Рождественский написали замечательные книги по дирижированию.

Высоко оценены талант и мастерство великих русских дирижеров: М. Балакирева, А. Лядова, Э. Направника, С.Рахманинова, В. Дударовой, Г. Рождественского, Е. Светланова, М. Плетнева, В. Гергиева, Ю. Башмета, В. Спивакова и многих других.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий