Кларнет (Clarinet)
Кларнет, чуть ли не самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Кларнет (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus – «светлый», «ясный». Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.
Современный кларнет с «бёмовской механикой» увидел свет в начале 40-х годов XIX века как результат совместных усилий кларнетистки Г.Э. Козе и мастера духовых инструментов Л.О. Бюффе (сам Теобальд Бём, создатель флейты современного типа, в работе по совершенствованию кларнета не участвовал).
К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B).
В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей кларнета, в том числе кларнет пикколо (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, «дурашливым» тоном, а также альтовый (in Es). Существуют также бас-кларнет и контрабас-кларнет, напоминающие своими очертаниями современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета.
Длина инструмента около 66 сантиметров. Кларнет имеет цилиндрическую трубку и раструб, расширяющийся несколько больше, чем у гобоя. Чаще всего он делается из страстоцвета, менее дорогих сортов эбонита или металла. Корпус состоит из пяти частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена (последние две называются также верхней и нижней частями основного ствола) и раструба.
Кларнетный мундштук обычно изготавливается из эбонита или хрусталя. Он имеет форму клюва; к открытой его части посредством металлического зажима с винтами-барашками крепится одинарный камышовый язычок – трость. Таким образом, плоская сторона трости становится частью внутренней поверхности кларнетной трубки и вступает в прямой контакт с воздушным столбом. Верхний конец язычка очень тонко затачивается, при этом тщательно выверяется зазор между ним и кончиком мундштука. Пока кларнет не занят в игре, на «клюв» для предохранения надевается металлический колпачок.
В рабочем положении трость располагается на нижней губе, прикрывающей нижние зубы, в то время как верхние зубы покоятся на скосе мундштука. Язык касается кончика трости с каждой артикуляцией.
Диапазон кларнета 3,5 октавы. Нижняя нота стандартного «бёмовского» кларнета – ми. При передувании извлекаются нечётные обертоны. Нижний регистр кларнета принято именовать шалюмо (по названию шалмея – предшественника кларнета), верхний – кларино. За верхнюю границу диапазона кларнета обычно принимается с””, однако некоторые виртуозы берут и более высокие ноты (до е”” и выше).
Искусство бесподобного джазового кларнетиста Бенни Гудмена существенно повлияло на литературу для кларнета в XX веке. Без всякого сомнения, такие мастера, как Барток, Стравинский, Хиндемит, Копленд, во многом обязаны его вдохновляющему примеру. В 1930–40-х гг. джазовый кларнет сдал часть своих позиций саксофону, но в ансамблях стиля Диксиленд он используется и в наши дни.
Бас-кларнет (Bass Clarinet)
Самые ранние сохранившиеся образцы этого яркого видового инструмента из семейства оркестровых кларнетов известны с 1793 года. Бас-кларнет изначально предназначался для замены фаготов в военных оркестрах. Это понятно: бас-кларнет чуть менее прихотлив, к тому же его сумрачные переливы в нижней части диапазона несколько свирепее, чем у того же фагота.
Несмотря на свои громоздкие размеры (длина инструмента 1,2 метра) и массивную механику, бас-кларнет не уступает в беглости практически ни одному из кларнетов поменьше.
Инструмент изготавливается из чёрного дерева (необычайно твёрдого и плотного, произрастающего в центральной Африке и на Мадагаскаре).
Вследствие немалых своих размеров бас-кларнет оснащён шпилем для упора в пол, а также кольцом и ремешком для подвески.
Раструб бас-кларнета напоминает раструб саксофона. Родство между этими инструментами и впрямь самое непосредственное. Сходная аппликатурная система и блестящие колористические данные бас-кларнета побуждают саксофонистов время от времени обращаться к услугам «старшего брата».
Бас-кларнет звучит октавой ниже основного кларнета in B. Диапазон инструмента примерно четыре октавы. Нижний звук Es (ми-бемоль) большой октавы – у французских и английских инструментов, D (ре) большой октавы – у немецких инструментов.
Нижние звуки бас-кларнета настолько богаты нечётными обертонами, что, когда инструмент играет соло, нередко слышны получающиеся в результате мажорные трезвучия.
Среди экзотических инструментов, которые можно было бы по звучанию спутать с бас-кларнетом, назовём в первую очередь:
Контрабас-кларнет – до сих пор слишком большая редкость, чтобы рассматривать его как серьёзный ресурс симфонической и камерной музыки. Инструмент, по конструкции близкий кларнету, контрафаготу, и саксофону, часто делается из металла и складывается из нескольких колен. Его отличает богатство звучания и впечатляющий диапазон – от ре контроктавы до ре первой октавы.
Бассетгорн (нем. Bassethorn «басовый рог») с нижним звуком F (фа) большой октавы и диапазоном более трёх октав. Ствол инструмента уже, чем у бас-кларнета, и это придаёт его звучанию особый характер. Бассетгорн – инструмент немецкого происхождения (изобретён около 1765 г. баварским мастером Майрхофером). Наиболее часто приводится в пример его звучание в операх Моцарта («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»). Размеры инструмента варьируются. Изображённый на картинке экземпляр имеет длину около 90 см.