В русском художественном контексте наивное искусство существовало всегда, но его понимание, оценка и эстетическое признание произошло только в последние десятилетия. На приёмы и образы наивной живописи первыми обратили внимание футуристы. В поисках новых изобразительных форм к непосредственности и простодушию наивов обращались ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты.
В художественной литературе спонтанное, интуитивное, не затрудненное правилами и запретами творчество наивных художников, тоже нашло своё отражение. Например, Татьяна Толстая, в романе «Кысь», пишет: «доброе это занятие?– рисование картинок. Красишь себе, никто над тобой не дышит, за рукав не дёргает, начальства нету: слева – телевизор бормочет, справа – попугай чирикает. Славно! Придумаешь сюжетцев каких позанятней, да и переводишь их на дощечки...А нам-то что надобно? Главное, люду бы православному картинка по душе пришлась. Всё ж для народа стараемся. Так-то вот!».
И что интересно, именно так рассуждает Эмма Шеламова, художник из Петрозаводска, автор представленных работ. В 2002 году она закончила Петрозаводскую консерваторию по классу фортепьяно... и стала рисовать картинки. Специального художественного образования у Эммы нет. Её родители, профессиональные архитекторы, считали, что раннее обучение рисунку в школе может лишить индивидуального видения и навязать некоторую шаблонность. Поэтому художественную школу заменила музыкальная, но всё это время Эмма старалась рисовать. Переход от ежедневных занятий музыкой к кистям-краскам и наоборот стал правилом. Кроме того, говоря славами Эммы, «дома постоянно царила творческая атмосфера, море любовно собранных родителями антикварных вещиц, огромная фонотека, книги по искусству, холсты, рамы и запах красок. За весь этот мир, богатый образами и звуками хорошей музыки, я им очень благодарна».
Один из любимых сюжетов Эммы – это русские жанровые сценки: «Деревенские гуляния», «Ярмарка», «В трактире», «На реке», «Мечта рыбака», «Цирк», «Свадебка», «Торг», «Летняя сказка». Совершенно детские по манере изображения, все работы пронизаны трепетным и очень взрослым чувством любви и к маленьким человечкам с картинок, и к той жизни, которая притягивает своей нарядностью, простодушием и внутренней гармонией. Наверно поэтому, наше соприкосновение с наивной живописью всегда радостно, всегда вызывает улыбку и естественное желание познакомиться с автором.
Елена Жирова.